Система отслеживания динамики речевого развития учащихся начальных классов, основанная на индивидуально-личностных характеристиках каждого ребёнка – важнейшее условие эффективности образовательного процесса. Коррекционно-развивающее обучение устной и письменной речи учащихся начальных классов имеет в своей основе идеи гуманной, личностно-ориентированной педагогики и психологии. Между тем иногда динамику личностного и речевого развития рассматривают обособленно. Изучение речи вне личности ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера ученика. Развитие языковой личности ребёнка определяется совокупностью личностных речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении. Коррекционно-развивающее обучение направлено на своевременное устранение недостатков в усвоении программ по русскому языку и чтению, исправление недостатков звукопроизношения, совершенствование связной речи, расширение словарного запаса, целенаправленное формирование речевых умений и навыков, создание благоприятной речевой среды для учащихся. Цель обучения – достижение оптимального развития каждого школьника. Под общим развитием понимается развитие мышления, воли, чувств, нравственных представлений, которые выражаются через речь и поведение ребёнка. Только когда обучение будет решать эту цель можно рассчитывать на оптимальный для ученика результат в общем развитии и усвоении знаний, умений и навыков, опираясь на теорию и методику личностно-ориентированного развивающего обучения. Для того чтобы ученик и учитель испытывали потребность в самом процессе обучения, необходимо выстроить его в соответствии с общедидактическими принципами (научность, последовательность, системность, перспективность, доступность, сознательность, активность, прочность усвоения, связь теории с практикой, связь с жизнью). С логопедическими принципами (патогенетический, принцип учёта симптоматики, степени выраженности нарушений, поэтапное формирование умственных действий, принцип учёта «зоны ближайшего развития» и т.д.). Также, огромное значение в обучении детей начальной школы имеет наглядность, без которой невозможна работа учителя-логопеда. Такие распространённые методы как описание объекта, рассказ по картинкам, пересказ, составление связного рассказа обладают общим принципиальным недостатком: они не служат для общения, т.е. для основной функции речи. С их помощью можно «поставить звуки», но трудно развить эмоциональную, яркую, образную речь. У неё исчезает фактор «нужности», личной заинтересованности ребёнка. Развивающий эффект этих методов ниже, чем у живого диалога. У учителя нет возможности общаться с каждым учеником по несколько часов в сутки. Поэтому так необходимо взаимодействие учителя и родителей и активное вовлечение их в образовательный процесс. Для этого нужно знать возрастные психологические и характерологические особенности учеников, постараться, как можно больше выяснить о жизни ребенка в семье. Главную роль в обучении играет характер отношений: ученик – учитель начальных классов, учитель-логопед – родители и изучение результатов обучения. Замедленный темп физического и интеллектуального развития –децелирация – появолась в нашем обществе на рубеже ХХ и ХХI веков. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватное поведение. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Логопедическая работа в начальных классах делится на четыре этапа: ориентировочный, диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции. I этап ориентировочный (февраль – март). Работа с будущими первоклассниками. Задачи этапа: - определение уровня общего и речевого развития каждого будущего первоклассника; - выявление детей с речевыми нарушениями; - консультативная помощь родителям в подготовке таких детей к школе. Одновременно выясняются особенности развития детей, условия их воспитания в семье, посещение детьми Дошкольных Образовательных Учреждений, логопедических групп. Проводится родительское собрание на тему: «Требования к уровню подготовки детей к школе». II этап диагностический (с1 по 15 сентября). Логопедическое обследование на начало учебного года. Задачи этапа: - определение структуры и степени выраженности речевых нарушений учащихся 1 – 4 классов. Тестирование первоклассников – выявление уровней готовности к школьному обучению, нарушений звукопроизношения. *Индивидуальная карточка ребёнка (заполняется родителями). *Карта логопедического обследования учащихся первых классов (будущих первоклассников) – на каждый класс. *Результаты логопедического обследования учащихся первых классов (будущих первоклассников) – на каждый класс и общие. 2 – 4 классы – логопедический диктант и грамматические задания. *Карта специфических ошибок письменной речи учащихся – на каждый класс. *Результаты логопедического обследования ___класса на начало _____учебного года. *Отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. III этап коррекционный (с 15 сентября по 15 мая). Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов – групповые фронтальные и индивидуальные логопедические занятия. Задачи этапа: - устранение речевых нарушений; - развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе. Комплектование коррекционных групп: НПОФ – неправильное произношение отдельных фонем – коррекция звукопроизношения (дислалия, ринолалия и т.д.). (НВ)ОНР – 1 кл., НЧП (НВ)ОНР – 2 – 4 кл. – нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи. (Ф)ФН – 1 кл., НЧП (Ф)ФН – 2 – 4 кл. – нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Коррекция – дисграфия, дислексия, дискалькулия, билингвизм и т.д. *Речевая карта на каждого ребёнка. *Карта специфических ошибок устной и письменной речи учащихся логопедической группы. *Карта специфических ошибок письменной речи учащихся – на каждый 1 класс. *Результаты логопедического обследования 1__класса на конец I полугодия. Чтобы работа школьного учителя-логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьника. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он бы мог успешно обучаться в школе. В свою очередь учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. Учитель начальных классов и учитель-логопед должны предъявлять единые требования к ученикам с речевыми нарушениями, учитывая структуру данных нарушений и индивидуальные, личностные качества каждого ребёнка для устранения недостатков речи и более успешного обучения в школе: - учёт структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках); - учёт возрастных особенностей детей; - предъявление программных требований к учащимся с учётом возможных (речевых) ошибок и оказания опережающей помощи для их предупреждения; - осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности; - закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых как на логопедических занятиях, так и на уроках; - придание обучению воспитывающего характера; - всестороннее развитие личности учащегося. Учитель-логопед проводит консультации для педагогов и родителей учеников. Если ученик не усваивает обучающую программу, то оформляются документы на ПМПК (психолого – медико – педагогическую комиссию), где указываются причины неуспеваемости ребёнка и разрабатываются пути их психолого – медико – педагогического сопровождения. *Логопедическое заключение (если требуется). IV этап оценочный (с 15 по 30 мая). Логопедическое обследование на конец учебного года. Задачи этапа: - подведение итогов; - проведение анализа коррекционной и учебной-воспитательной работы; - определение перспективы дальнейшей деятельности. 1 – 4 классы – логопедический диктант и грамматические задания. *Карта специфических ошибок письменной речи учащихся – на каждый класс (та же, что и на начало учебного года). *Результаты логопедического обследования ___класса на конец _____учебного года. *Отчёт о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи. *Анализ работы логопункта за учебный год. Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они так же любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе учитель-логопед и учителя начальных классов, а так же ученики и их родители. Только при желании учить и учиться, учитывая индивидуальные возможности, можно достичь желаемого результата. Речь развивается в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку. Если мать не считает своего ребёнка интересным собеседником и ей приятнее общаться не с ним, а с подругами и родственниками его речь будет неразвитой. Дефекты звукопроизношения – ещё не катастрофа, при желании их может исправить учитель-логопед. Гораздо опаснее, что речь окажется эмоционально бедной, фрагментарной, отрывочной, изобилующей выкриками, звуковыми подражаниями и междометиями. Самое же страшное, если к подростковому возрасту, она не станет инструментом мышления, и личность ребёнка будет существенно обеднена и неполноценна.
Список использованной и рекомендованной литературы: 1. «Завуч». Научно – практический журнал № 8, 2004. Максимова С.Н. Организация учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения и психолго-педагогической поддержки. – 101с. 2. Логопедическая работа в школе. Ишимова О.А. – Москва ,2004. – 116с. 3. «Логопед». Научно – методический журнал № 4, 2006. Вавилкина Г.М. Взаимосвязь в роботе логопеда и учителя начальных классов. – 80с. 4. Творческая саморегуляция субъектов образовательного пространства: монография / М.И. Ситникова. - Белгород: Из-во БелГУ, 2006. – 320с.