Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 02.05.2024, 06:14


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Доклады

Возможности воспитывающего и развивающего обучения, формирующие читательскую деятельность младших школьников на основе деятельностного подхо
Попова Валентина Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов»

Возможности воспитывающего и развивающего обучения, формирующие читательскую деятельность младших школьников на основе деятельностного подхода на уроках литературного чтения по системе Н.Ф.Виноградовой .(УМК «Начальная школа 21 века»).


Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что наша стремительная жизнь диктует нам необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. Наиболее явным на сегодняшний день является требование к возможности человека мобильно переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро и успешно овладевать новыми знаниями, умениями, способами действий. Какова жизнь, согласитесь, человеку, у которого не сформирована читательская деятельность. Человеку ищущему, любознательному легко справиться с противоречиями в жизни и в обществе.
«Все мы родом из детства…» Эти слова А.Сент-Экзюпери как нельзя лучше обращают нас к истокам нашей жизни, чтобы попытаться найти пути формирования читательской деятельности каждого ребенка младшего возраста.
Проблема формирования читательской деятельности не новая. Она была поставлена перед начальной школой давно. Эта проблема тесно связана с проблемой успе¬ваемости, причем не только в начальных классах.
Процесс демократизации общественной жизни оказал влияние и на систему школьного образования.
Во-первых, активно шла переориентация целей образования. На первое место выдвинуты цели развития личности ребенка. Во-вторых, появились вариативные дидактические системы. В этих изменениях особое место занимает начальная школа. Она оказалась самой гибкой, самой податливой в их реализации. Итак, личность ребенка в центре внимания. Особое место в его развитии занимает формирование саморегулятивных способов деятельности. К ним относится и формирование читательской деятельности младших школьников.
Деятельностный подход в образовании разделяют сегодня многие педагоги. «Деятельностный подход в образовании- это совсем не совокупность образовательных технологий…Это своего рода философия образования».(из статьи А.А.Леонтьева)
Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С.И.Гессен, все «образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению».Эта мысль принадлежит Л.Н.Толстому и позже была развита П.Ф.Коптеревым, П.П.Блонским, Л.С.Выготским.
Значит, процесс учения- это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности- либо предметно практическим действиям, либо умственным действиям.
Обучать деятельности- это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Дети приходят в 1 класс разные по своему развитию и подготовке к школе, поэтому и первые их шаги в слушании, рассматривании и чтении книг тоже различны. Именно в это время от учителя требуется знание психологических особенностей младшего школьника, кропотливая и систематизированная работа по развитию у них интереса, а затем и любви к книгам, к чтению. И уроки литературного слушания («Начальная школа XXI века») являются мостиком между деятельностью слушания книг, которая преобладала в детском саду и уроками литературного чтения во 2-4 классах.
На подготовительном этапе обучения нужно заинтересовать первоклассников слушанием и рассматриванием детских книг. Это первый этап на пути формирования читательской деятельности младших школьников. Как правило, на этом этапе дети отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью».
Чтобы сформировать у обучающихся основу типа правильной читательской деятельности, то есть умение думать над книгой до чтения, можно действовать двояко. Случай традиционный: показать ученику книгу, разъяснить специфику, назначение, назвать ее элементы и службы, рассказать об их значимости для читателя, об их взаимосвязи с содержанием книги, а затем помочь сделать правильные выводы и проследить, чтобы ученик действовал с книгой «как надо»: по всем правилам рассматривал ее до чтения, выделяя и сопоставляя те элементы и службы, которые позволяют ему самонастроиться на чтение, предугадав его характер (тему, жанр, эмоциональную и интеллектуальную специфику, соответствие цели чтения и т. п.). Случай менее традиционный, но более научный: ничего до поры не рассказывать о книге как специальном инструменте для чтения, а просто систематически приносить разные книги и читать из них детям вслух произведения различных жанров, стилей, эмоционально-интеллектуальной насыщенности и п. т., но всякий раз после чтения и перепроверки уровня восприятия детьми прослушанного текста вместе с ними по всем правилам рассматривать прочитанную книгу, включать каждого ребенка в активный познавательный процесс методом моделирования обложки, попутно последовательно демонстрируя и называя при сопоставлении только те службы ее и элементы, которые в данном конкретном случае помогают предугадать наличие в книге нужного содержания и тут же позволить детям испробовать себя в умении находить в новых книгах сначала знакомое, а затем любое нужное содержание, действуя так же, не расшифровывая словесно- как. Научно установлено, что в рассмотренных случаях организации усвоения типа правильной читательской деятельности при первом подходе позволяет добиться от обучающихся умения рассказывать о том, как надо действовать с книгой, чтобы предвосхитить ее содержание и настроиться на самостоятельное чтение, формирует способность коллективно применить знание в присутствии учителя, но привычки и потребности в такой деятельности «для себя» не создает. Второй подход легко создает устойчивое индивидуальное умение действовать с книгой «как надо» всегда (с учителем или без него) ,что достигается через 4-5 занятий, а затем переходит в привычку.
Умение читать, которым овладева¬ет ребенок в процессе обучения в школе, — это многогранное умение, и его первоосновой является прочный навык чтения, без кото¬рого невозможна учеба школьника. Совершенствование техники чтения — од¬на из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отноше¬ния к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т. д.
Структуру уроков литературного чтения надо пересмотреть так, что дети стали очень активными, по¬любили чтение, увлеклись им. Помогает и та атмосфера на уроках, в которой дети чув¬ствуют себя хозяевами и творцами, т. е. они не боятся высказать свое мнение по поводу чтения товарища, дать совет. А как им хочет¬ся быть на уроке в роли учителя (при этом надо добиваться от учеников доброжела¬тельного тона по отношению к товарищу, умения подмечать не только ошибки, присут¬ствия постоянного сопереживания между обучающимися). Ребята любят уроки литературного чтения, активно готовятся к ним, так как каждому хочется испытать эти элементы управления (если можно так сказать) на уроке, а для этого необходимо не только владеть техникой беглого чтения, но хорошо знать содержание текста, выразительно читать его .
— Можно, я попробую,— часто прихо¬дится слышать на уроке, и дети пробуют, читают, обсуждают, стараются интонацией голоса выразить настроение автора.
Начиная с первого класса все учащиеся имеют рабочие тетради для записей, рисунков. Записи в тетрадях дисциплинируют обучающихся, вызывают творческий инте¬рес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к чтению текста, к предложению, словосочетанию, самому слову. Обогащается словарь детей, так как незнакомое слово не только читается, но и подчеркивается, у ребенка появляется желание сделать определен¬ную запись или рисунок. Всегда надо поддерживать это начинание, всячески поощряя такую работу, демонстрировать всему классу, напри¬мер, удачный рисунок, план или словарь по данной теме: «Как удачно к данному тексту составлен дома план Валерой!» Или: «Спасибо, Лера, твой рисунок нам помог глуб¬же разобрать содержание!» Или: «Молодец, Максим, ты отлично научился кратко выражать основную мысль рассказа».
Постепенно все дети втягиваются в эту работу. И к концу третьего года обучения в таких тетрадях можно прочитать собственные впечатления о прочитанном, увидеть рисунки с записями и картинки с любимыми стихами и баснями, пословицы и поговорки, образные выражения и даже стихи собственного сочинения Дети заняты на уроке, всем интересно. Придавая первостепенное значение раз¬витию интереса к чтению, уже на самом пер¬вом этапе обучения большое место должно отводиться ра¬боте с родителями. Интересуясь семейной библиотекой, тем, какое место в семье зани¬мает чтение, можно сделать вывод о семье. С помощью родителей в классе нужно создать уголок чтения, картотеку книг.
Большую роль в привитии любви к чтению играет и связь с библиотеками, особенно школьной. Обязательно надо проводить «Книжкину неделю».
Урок литературного чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Предпосылкой к формированию читательской деятельности младших школьников является ритмическое чтение. Ритм-слово греческое, обозначает соразмерность, стройность- закономерное чередование музыкальных звуков, одно из основных выразительных и формообразующих средств музыки.
Ритм отражает ритмику речи и метрику стиха. Для ритмического чтения нужно использовать отрывки из стихотворений русских поэтов, дети практически знакомятся с темпом речи, эмоциональной окраской стиха. При необходимости нужный отрывок можно повторить.
Предлагается детям продолжить чтение стихотворения в нужном ритме, начатое учителем. Правильное нахождение отрывка поощряется. Это вырабатывает сознательность, правильность, беглость, выразительность чтения. Формирует читательскую деятельность младших школьников .
В ходе работы над ритмическим чтением обращается внимание на познание детьми собственного внутреннего мира. Ведь дети удивляются, боятся, восхищаются, возмущаются- и все эти чувства ощущают как живые люди, как «практики» жизни. Как помочь им в познании собственного внутреннего мира? Ведь мы знаем, что осознание эмоций требует и само искусство. Без этого не поймешь писателя, не обменяешься с собеседником собственными впечатлениями о художественном произведении. Без этого не будет и продвижения в обучении предметам эстетического цикла. Поэтому и возникла необходимость в создании словаря эмоций, включающего в себя не только радостное и грустное настроение, но и таинственное, капризное, хвастливое, хвалебное, насмешливое (добрая или злая улыбка), сердитое, возмущенное, обиженное, скорбное, торжественно-скорбное…
С детьми нужно создавать свой «словарь настроений».
Как сделать уроки литературного чтения наполненными мыслью, чувствами? Как повести ребенка 6-9 лет в мир сопереживания герою? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства, и уроки литературного чтения, наряду с другими уроками, также могут быть уроками развития логики, мышления, причем даже в большей степени, ибо математическими способностями одарены далеко не все, а стать читателем, «следовать за мыслью великого человека» доступно всем детям.
Уроки литературного чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребенка, ведь ему надлежит разобраться в нравственном затруднении.
Работа учителя состоит в том, чтобы с детства, формируя читательскую деятельность ребенка, развивать те качества и способности, которые предопределяют его созидательную позицию, что невозможно без участия совести, личной ответственности за дело, без добросердечия, без чувства собственного достоинства.

Источник: http://собственная разработка

Категория: Доклады | Добавил: Valentinapopowa (08.12.2010) | Автор: Попова Валентина Николаевна
Просмотров: 2673 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024