Исследования специалистов свидетельствуют об изменении психофизиологических особенностей у 40% детей, поступающих в школу. Низкий уровень готовности к школьному обучению значительной части первоклассников требует специальной диагностики, позволяющей установить причины дезадаптации и наметить пути её преодоления.
Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития относятся к категории детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении. Значительные трудности обучения, которые испытывают деть с ЗПР, позволяет только слаженное взаимодействие в работе учителя, родителей и узких специалистов, в том числе врача невропатолога или психоневролога.
С точки зрения педагогических исследований дети с ЗПР выделяются среди неуспевающих учеников массовой школы тем, что медленно обучаются и имеют «специфические» трудности обучения. Причины этого различны: от педагогической запущенности до повреждения и выраженной функциональной незрелости центральной нервной системы.
В настоящее время под ЗПР понимается временное, нестойкое и обратимое психическое недоразвитие, замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления и малой интеллектуальной направленности, часто осложнённое рядом расстройств в эмоциональной и личностной сферах, связанное с ощущением неуспеха и неадекватного родительского отношения.
Среди причин ЗПР выделяют наследственную предрасположенность, хронические соматические заболевания, органическую недостаточность нервной системы, длительные неблагоприятные условия воспитания. На основе этиологического принципа выделяют 4 варианта ЗПР (К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Е.В. Соколова):
- Конституционального происхождения
- Соматогенного происхождения
- Психогенного происхождения
- Церебрально-органического генеза
В клинико-психологической картине каждого вида ЗПР имеются специфические сочетания незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.
При ЗПР конституционального происхождения (гармонический, психический и психофизический инфантилизм) отставание в развитии психических процессов наблюдается при инфантильном типе телосложения. В этом случае происходит запаздывание темпа физического и психического развития, которое выражается в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребёнка и его социальную адаптацию. Такие дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5-2 года.
При соматогенной задержке развития эмоциональная незрелость обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями – пороками развития сердца, эндокринными заболеваниями и др. Хроническая физическая и психическая ослабленность тормозит развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт личности как робость, неуверенность. Очень часто такого ребёнка окружает система ограничений и запретов, гиперопека родителей также способствует дезадаптации ребёнка.
ЗПР психогенного происхождения (психогенно-обусловленный инфантилизм) связана с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребёнка, ведущие к патологическому развитию его личности. Так, в условиях безнадзорности, недостаточного внимания может сформироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости, характеризующееся неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности. В условиях гиперопеки (обычно в семьях, где ребёнка опекают несколько взрослых) психогенная задержка психического развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. В психотравмирующих условиях воспитания, где преобладают жестокость или грубая авторитарность, часто формируется невротическое развитие личности при котором ЗПР будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, пассивности, боязливости.
Причины церебрально-органической формы ЗПР: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. Признаки нарушенного созревания часто обнаруживаются уже в раннем детстве и касаются почти всех сфер. Часто в медицинской карте ребёнка встречается заключение врача-невропатолога – ММД (минимальная мозговая дисфункция). Под этим понимаются наиболее лёгкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие разных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стёртую неврологическую симптоматику и специфичные отклонения в поведении (двигательную расторможенность, неуправляемость, невнимательность).
Ребёнка, имеющего лёгкие нарушения в работе головного мозга (ММД), отличает от нормально развивающихся детей:
- Быстрая умственная утомляемость и сниженная умственная работоспособность (при этом общее физическое утомление может отсутствовать)
- Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности (невозможность сдержать обещание, спланировать свою деятельность, довести её до конца).
- Существенная зависимость деятельности (особенно умственной) от характера внешней социальной среды: от вялости в одиночестве до двигательной расторможенности, хаотичности, полной дезорганизации деятельности в многолюдной шумной обстановке.
- Выраженные нарушения в деятельности (в том числе умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной)
- Значительные сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением)
- Снижение объёма оперативной памяти, внимания, мышления (ребёнок удерживает в уме, оперирует очень ограниченным объёмом информации)
- Неполная сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают множество ошибок и неточностей при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий при последующем сравнении)
- Изменение временной протяжённости рабочих и релаксационных циклов в деятельности головного мозга. При ММД (минимальной мозговой дисфункции) мозг постоянно функционирует в состоянии, близком к переутомлению. В результате рабочие циклы головного мозга (время, в течение которого мозг может усваивать и перерабатывать информацию) сокращаются до 10-15 минут и более, а периоды релаксации составляют 3-5 минут. Это паузы, необходимые головному мозгу для восстановления своей деятельности. Характерно, что в этот промежуток времени «внешняя» деятельность не прерывается, а продолжает совершаться автоматически, не осознаётся.
В невропатологии ММД не выступает в качестве серьёзного дефекта. Детей с лёгкими функциональными отклонениями в возрасте 2-3 лет уже снимают с диспансерного учёта, и если родители не проявляют беспокойства, врачи такими больными больше не занимаются. Ребёнок растёт, а дефект остаётся, постепенно обрастая вторичными отклонениями в психическом развитии. С началом обучения в школе этот процесс может пойти лавинообразно. Следует отметить, что у значительной части детей с ММД в дошкольном возрасте выявляются проблемы речевого развития, обусловленные незрелостью структур головного мозга, отвечающих за речевые функции. Таким детям ставится диагноз «Общее недоразвитие речи», и они направляются в логопедические группы, где в течение 2 лет с ними проводится максимально индивидуализированное коррекционно-развивающее обучение. К моменту обучения в школе речевое и общее развитие таких детей достаточно компенсировано для того, чтобы успешно усваивать программу общеобразовательной школы. Гораздо сложнее с детьми, которые, имея незрелость нервной системы, до школьного обучения не получили специальной помощи (не посещали детский сад, не занимались со специалистами, не получали должной помощи в развитии со стороны родителей).
Общим при различных видах ЗПР является понимание термина «задержка» как явления временного: предполагается, что постепенно темп развития ребёнка претерпит позитивные изменения и он догонит своих сверстников, разумеется с помощью коррекционно-развивающей работы. В то же время практика работы с детьми, чьё состояние характеризуется как ЗПР, показывает, что не так всё просто. Для своевременного выявления детей с проблемами адаптации и оказания им коррекционной помощи в нашей школе, как и в других общеобразовательных учреждениях создан психолого-медико-педагогический консилиум. Заключение по каждому ребёнку с трудностями обучения даётся на основании обследования специалистов:
- Врача педиатра, невропатолога, психоневролога, окулиста и др.(наличие соматических и неврологический заболеваний, снижение зрения, слуха)
- Педагога-психолога (уровень сформированности познавательных процессов, учебная мотивация, самооценка)
- Учителя-логопеда (состояние речевых функций)
- Социального педагога (социальное окружение ребёнка)
- Классного руководителя (конкретные проблемы обучения, характер общения со сверстниками и взрослыми, состояние эмоционально-волевой сферы)
Следующий этап – разработка программы коррекционной помощи ребёнку с учётом структуры его проблемы. Обязательным моментом является доведение до сведения родителей результатов обследования специалистов, их консультирование с конкретными рекомендациями. Опыт работы с детьми, имеющими проблемы обучения, показывает, что понимание проблемы родителями и выполнение ими рекомендаций специалистов – залог положительной динамики развития ребёнка наряду с коррекционно-развивающей деятельностью педагогов. Обязательным в работе школьного консилиума является отслеживание динамики развития ребёнка, а в случае необходимости, корректировка методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.
Клинико-психологическая структура вариантов ЗПР, проявления, коррекция, прогноз развития представлены в таблице (по Е.В. Соколовой)
Литература:
- Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР. – Дефектология. - № 5. – 2002.
- Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития.- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004, № 1.
- Белый Б.И. Недостаточность высших форм зрительного восприятия у детей с задержкой психического развития.- Дефектология.- 1989.- № 4.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М. Владос. 2001.
- Винник М.О Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов на Дону. 2007 г.
- Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М. Педагогика 1984.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М. АРКТИ, 2001.
- Екжанова Е.А. ЗПР у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. - Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - № 1. –2002.
- Лалаева Р.И. и др. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М. Владос. 2003 г.
- Мамайчук И.И. и др. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста.// Дефектология № 6. 2002.
- Симонова И.А. Характеристика речи детей с ЗПР. – Дефектология. - № 3. – 1974.
- Семаго Н.Я.,Семаго М.М. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностейтразвития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов». М.Аркти. 2003
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: СФЕРО, 2003
- Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психологического развития. М.: Сфера, 2009.
- Ульенкова У.В., Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно- педагогической помощи детям с ЗПР. – Дефектология. - № 4. – 1997.
|