БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА Мирошниченко А.Н. МОУ «СОШ№40» учитель-логопед г Старый Оскол После того, как ученики научились слышать и выделять ударный гласный, следует переходить к изучению темы «Безударные гласные». На занятиях я объясняю детям, что в русском языке в слове почти всегда только один ударный слог, т.е. одна ударная гласная. Все остальные гласные в слове будут безударными. Ударная гласная всегда звучит чётко и не вызывает сомнений в написании слова, безударные звучат нечётко, и поэтому можно сделать ошибки.
На данном этапе работы я учу детей осмысленно подбирать проверочные слова к слову с безударной гласной, а не механически, как это часто делают ученики. Предлагаемые задания и упражнения для коррекции правописания гласных в корне слова способствуют формированию и закреплению орфографического навыка правописания. А подача материала в форме игр, соревнований, загадок активизирует у детей интерес, активность, внимательность на логопедических занятиях. На логопедических занятиях необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребёнка, отметить все его успехи, достижения. Успех формирует у него веру в себя, желание учиться, стимулирует к преодолению трудностей.
<B><SPAN style="TEXT-DECORATION: underline">Цель:</SPAN></B> развитие умения слышать ударный гласный в слове; развитие умения объяснить правописание слов с безударной гласной; понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его; последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом, подбирать проверочные слова; закрепление правописания безударных гласных в корне слова; активизация словаря; развитие внимания; Оборудование: раздаточный материал, таблицы, загадки, стихи.
<DIV align=center><B>Ход урока</B></DIV> <I>Организационный момент Сосна, вода, дела, трава – Проверить надо все слова. Безударный гласный – Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте – Удареньем проверяйте: Сосны, воды, травы, дело. А теперь пишите смело.</I>
Выпишите парами однокоренные слова: сначала – чтобы гласная была ударной, а затем – безударной.
<DIV align=center><B>Какая буква пропущена?</B></DIV> Прочитайте, к каждому слову с пропущенной буквой выберите своё проверочное.( Замёрзнет, скажет, завяжет, смотрит).
<I>Приобрёл я для жирафа Тридцать три огромных шарфа, Чтоб он горло зав…зал. Чтоб в мороз не зам…рзал. А жираф ск…зал: «См…три! Ещё нужны мне тридцать три».</I>
<DIV align=center><B>Игра «Эстафета»</B> На доске записаны столбики слов с безударными гласными</DIV> <DIV align=center> Столы дома гора роса река стена сестра дрова старик перо коса моря слеза соринка солить глотать</DIV>
Ребята! Вам необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
<DIV align=center><B>Игра «Кто отгадает?»</B></DIV> Логопед читает загадки. Каждому игроку нужно отгадать одну загадку, сказать, какая безударная гласная в корне отгадки и как её проверить.
<I>На стебельке сидит и усами шевелит. Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит. (колос)
Его весной и летом мы видели одетым А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)
Лежит верёвка, шипит плутовка. Брать опасно – укусит, ясно? (змея)
Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда, Но сверкаю в лопухах на опушке и лугах. (роса)
В белом поле на просторе я оставлю тонкий след, Но жить он может много лет. (перо)</I>
<DIV align=center><B>Игра «Различай на слух!»</B></DIV> Учитель - логопед читает каждому из игроков по четверостишию:
<I>Мама простыни стирала И на речке полоскала. К дочке кошка подбежала, Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает, Свою силу развивает, А на крыше мой флажок Развевает ветерок. К старости наш дедушка очень поседел. Он в саду на брёвнышко сел и посидел. </I>
Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверяемыми словами. Класс оценивает работу игроков.
<DIV align=center><B>Переменка</B></DIV> Ребята. Вы хорошо выполнили задания, давайте отдохнём. Я загадаю вам загадки, а ответы запишите графически. <I>- Я бегу струёй из крана, Бью ключом из-под земли. Я качаю в океанах Великана – корабли. - Что за кнопочка? Нажал, У порога подождал, И тебе открыли дверь. Заходи ,ты гость теперь! - По морю идёт, идёт, А до берега дойдёт- Тут и пропадёт. (Вода, звонок, волна). </I> <DIV align=center><B>«Соедини слово с нужной буквой» (Объясни свой выбор)</B></DIV> <DIV align=center> Гр…чи а Др…зды Р…ка о Тр…ва П…тно е П…ла Р…ды и …са Ст…на я В…да Зм…я М …чи </DIV> <DIV align=center><B>Игра « Угадай-ка!»</B></DIV> Выберите слово, противоположное по значению. Вставьте в него пропущенную букву. Проверьте. Друзья, б…льшой, ругать, к…нец, хв…лить, тёплый, лёгкий, темно, х…лодный, начало, св…тло, т…жёлый, маленький, вр…ги.
Ребята! А сейчас задание на внимательность. Прочитайте. Спишите, исправив ошибки. Потинуло холадом. Последние клочья тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие виршины гары. (5 ошибок).
<DIV align=center><B>Составь текст</B></DIV> Расставьте предложения по порядку. В пустые окошки вставьте нужные буквы. <DIV align=center><I> Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына. Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам. М…лыш др…жит от страха, о прыгает. Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки. Мать лижет ему шёрстку. </I></DIV>
Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.</P></LI>
|