Цели и задачи: учить различать звуки [и], [ы] и буквы "и", "ы"; развивать фонематическое восприятие и внимание; навыки слогового анализа и зрительного восприятия, связную речь; обогащать словарь по темам "Овощи" и "Фрукты"; воспитание мотивации к учению. Оборудование: буквы и-ы, картинки, мяч, корзины, с наклеенными на них буквами "Ы" и "И", конверты с предложениями, скороговорки, плакат с буквами разного цвета и размера. Ход занятия I. Оргмомент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. - Сядет тот, кто назовет много предметов: (пирог, карандаш, куст, стол) II. Введение в тему. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова. Кошка ловила +.(мышку). Нине купили плюшевого +(мишку). Какими звуками отличаются слова? Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [ы], [и] и соответственно буквы "ы", "и" в слогах, словах и предложениях. III. Сравнительная характеристика звуков. - Что помогает нам произносить а) звук [ы] б) звук [и] - Чем похожи звуки, чем отличаются? IV. Развитие фонематического восприятия. а) Запомните и четко повторите слоговые цепочки с разной интонацией. ти-ты-ти-ты пи-пи-пы-пы бы-бы-би-би сы-си-сы-си б) Игра "Наоборот" (твердые и мягкие слоги). V. Соотнесение звука с буквой. - Рассмотрите буквы (плакат с разными буквами, разного цвета, размером букв). Найди среди них букву, которая обозначает звук [ы], звук [и] (показать печатную, строчную, заглавную). Повесить таблицу ы-и. VI. Дифференциация звуков и букв в слогах. а) Самомассаж пальчиков рук: 1. "Ручки греем". 2. "Точилка". 3. "Братцы". 4. "Забор". 5. "Точим ножи". 6. "Браслет". б) Работа в тетрадях. - Прослушайте слоги, звуковые сочетания и запишите только гласные -вли, кты, кри, сми, пыл, пли, зри Проверка: на доску повесить карточку с буквами: И, ы, и, и, ы, и, и. VII. Дифференциация звуков и букв в словах. а) Игра "Поймай звук", Слова: рыба, нитки, косы, малыш, сыр, игла, ромашки. Физминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Наклонились, Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два, Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. б) Сегодня мы пойдем в магазин (на доску - слово "магазин" - словарное слово), в котором продают много разного товара. Как такой магазин называется? (универсам, супермаркет). Как же удержаться и не купить лишнее. В этом нам помогут изучаемые гласные. В корзины кладем предметы в названиях, которых есть звуки [и], [ы] (тыква, дыня, огурцы, баклажаны, слива, персик, апельсин, лимон, терка) с объяснением "Я могу купить+, потому, что в нем слышится звук (и, ы) " Какой предмет лишний? (терка) в) в тетрадях запись: ы и тыква слива дыня персик огурцы апельсин баклажаны лимон Лишний предмет - терка. г) Посмотрите на предметы первой корзины и второй корзины и назовите обобщающим словом (овощи, фрукты). Что можно приготовить из овощей, что из фруктов? д) Работа по словообразованию. Сок из слив - сливовый. Сок из лимонов - лимоновый. Сок из персиков - персиковый. Сок из апельсинов - апельсиновый. Чем полезны овощи и фрукты? Физминутка для глаз. Жукова С.А. 219-740-769 Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться) И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел, (руки поднять вверх - вдох, посмотреть на руки), Встрепенулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. (посмотреть вправо-влево). VIII. Дифференциация звуков и букв в предложениях. а) Прочитать предложения. б) Записать рассказ в тетрадь, вставив пропущенные буквы. (индивидуальный, дифференцированный подход). Мар+на пом+ла разн+е фрукт+ и ягод+. В кастрюлю нал+ла вод+ и постав+ла на пл+ту. В горячую воду нас+пала сахар. Потом брос+ ла ягод+ и фрукт+ Скоро вкусн+й компот был готов. Домашнее задание. Выучите и четко произнесите скороговорку: "Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыла". Итог занятия. - Какие звуки и буквы учились различать? - Для чего учились различать? - Что нового узнали на занятии?
|