Лихачёва С.В. учитель-логопед МОУ «СОШ №20 с УИОП» г.Старый Оскол Индивидуальное логопедическое занятие автоматизация звуков Р, Р, в словах, предложениях, текстах. Цели: Коррекционно-образовательные: • закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях и связной речи; • обучение правильному грамматическому оформлению распространенных предложений. Коррекционно-развивающие: • развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания; • развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук; • развитие дикции. Коррекционно-воспитательные: • воспитывать любовь к природе; • воспитывать стремление овладеть правильной речью. ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, компьютер, презентация, картинки: табурет, кровать, кресло, роза, сирень, ирис, маргаритка, лист бумаги, ручка, цветные карандаши. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент. ЛОГОПЕД: я сейчас прочитаю стихотворение, а ты обрати внимание, какой звук я пропускаю в словах: КО …АБЛИК Мат…оская шапка, Ве…ёвка в …уке, Тяну я ко..аблик По быст…ой …еке. И скачут лягушки За мной по пятам, И п..осят меня: - П…окати капитан! 2. Объявление темы занятия. ЛОГОПЕД: Правильно, я пропускала звуки «Р» и « Р,». Сегодня мы закрепим произношение этих звуков . 3. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения). Используются материалы презентации. Слайды. Упражнения для губ: Лягушка – улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Хоботок – губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Лягушка – хоботок – на счёт “раз-два” чередовать упражнения. Упражнения для языка: Качели – улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт “раз-два” из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. Маляр – улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Лошадка – пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыть, кончик языка не вытянут и не заострён. Посчитай верхние зубы – кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. 4. Игра “Кто больше?” ЛОГОПЕД: Давай представим, что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображён домик за городом, в деревне. Стены уже готовы, остаётся подрисовать детали – части дома, в названиях которых должен быть звук “Р”. Произносить слово нужно так, чтобы этот звук прозвучал отчётливо. Если подобрал правильное слово, рисуешь названный предмет на мониторе компьютера. Итак, начнём! - Какие части дома имеют в своём названии звук “Р”? (Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо). (Ребёнок пририсовывает к уже имеющимся стенам называемые части дома, использую компьютерную программу Paint и четко произносит данные слова). - Из какого материала будет построен наш дом? (Из дерева или кирпича). - А если кирпичный (или из дерева), то в какой цвет покрасим его? (красный, оранжевый). - Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находится внутри дома? (берутся картинки со звуком “Р” и крепят магнитом на доску: табурет, кровать, кресло). - А что нарисуем мы около дома? (Деревья и кустарники). - Какие бы цветы вы посадили около дома, чтобы в их названиях слышался звук “Р”? (Розы, ромашки, сирень, ирис, маргаритка). 5. Физкультминутка. Шли мы после школы, - взмах рукой назад. Шли мы просто так. - Прямо – идти вперёд, указывая рукой вперёд. И направо, - идти направо, небольшое движение рукой направо. А потом - жест “внимание”, указательный палец поднять вверх. Назад, - идти назад, махнуть рукой назад, за спину. А потом обратно, - повернутся на месте, показав рукой поворот. А потом кругом, - повернутся на месте вокруг себя. А потом вприпрыжку, - подпрыгивать на месте. А потом бегом. – бежать по кругу друг за другом. 6. Игра “Определи на слух какое слово самое длинное”. ЛОГОПЕД: - рак, рысь, ручей, рукавица; - роза, рот, ракета, рыба; - утро, ура, уговор, узор; - дверь, перья, фонарь, календарь. Упражнение “Лабиринт”: пойдем вслед за ежиком вот по этой карте. /На листе в виде лабиринта расположены картинки, многие из которых содержат в названии звук “р”/. Шагать мы можем только по квадратам, где изображены предметы, в названиях которых есть звук “р”, называя при этом направление в котором двигаемся. Начнем со слова “топор” - закрывай его фишкой. Двигайся по полю. Среди закрытых фишками картинок назови те, к которым подойдет слово “моя”, обозначьте фишками “белка”. 7. Звуко-буквенный анализ. - А теперь ответь, пожалуйста, на такой вопрос: “Чем отличается звук от буквы?” Ответ ребёнка: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. • А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем. • Найти в предложениях слова со звуками [Р], [Р'] и произнести их правильно. Определить место звука в слове. • Подобрать к заданной схеме одно из трех слов и объяснить свой выбор. • Составить схему для заданного слова (работа с фишками). 7. Итог занятия. - Какой звук мы сегодня повторили? - О чем мы сегодня говорили? - Какие новые слова ты узнал?
|