Тема: «Дифференция букв п-т по оптическому сходству»
ЦЕЛИ: 1)Учить различать п-т в слогах, словах, предложениях, тексте. 2)Отработать механические навыки движения руки. 3)Развивать умение согласовывать слова , анализировать предложения, умение образовывать новое слово от исходного. 4)Развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственное представление. 5)Развивать графические навыки, речь, внимание, мышление, лексику. 6)Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, доброту, отзывчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные зеркала, «Чудесный мешочек», нарисованное облако, цветочная поляна, краски, свечка для написания слов на цветах, пособие на дифференциацию п-т , карточки со слогами и буквами, бумажные ленты с названиями сказочных героев, картинки с изображением цветов, предложения на ватмане , индивидуальные перфокарты и карточки с рядами букв, ассоциативные картинки (на какие предметы похожи буквы)
ХОД УРОКА: 1. Орг.момент. - Здравствуйте, дети. Занятие мы начнём с того, что каждый из вас достанет из «Чудесного мешочка» картинку и назовёт сказочного героя, изображением которого вы имеете (Дети называют, логопед вывешивает бумажные ленты с выделенными буквами п-т): Доктор Айболит Глупый Мышонок Гадкий Утёнок Золотой Петушок Кот в сапогах Спящая Красавица Золотая Рыбка Красная Шапочка - Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены? (п-т) - сегодня на уроке мы будем учиться различать эти буквы и звуки на письме в слогах, словах, предложениях. Запишите в тетрадях число и тему нашего урока. - Кто из вас угадает как зовут сказочного героя, которого я держу? (Незнайка) - Кто написал книгу о Незнайке? (Н.Носов) - Как зовут друзей Незнайки? (Знайка, Торопыжка, …) - Я хочу вас поближе познакомить с Торопыжкой.
2. Анализ букв. - Из-за своей торопливости у него не хватало терпения букве т дописывать третью ножку и получалось у т только две ножки. Пишет Торопыжка:Я хочу конфету. А получалось: Я хочу конфепу. Все смеялись над ним. Пошёл тогда малыш к Знайке и рассказал про свою беду. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова три?» «Т», - отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, - говорит Знайка, - что у буквы т – три ножки. Слово три поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек. Помни об этом и перестань торопиться!» Среди вас тоже есть такие ученики, которые тоже путают п-т. поэтому мы с вами сегодня выполним ряд заданий, помогающих различить эти две буквы. - Посмотрите на них и назовите основное отличие (т состоит из трёх элементов, а п – из двух.) - а чем они схожи? (Одинаково начинают писаться, повторяется первый элемент). - на какие предметы похожи п-т?(ассоциативные картинки) • Пропишите пальчиком на столе, а потом в воздухе, буквы п-т. • А теперь я продиктую цифры. Которые вы запишите в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у т ? А сколько у п ? Под каждой записанной цифрой подпишите ту букву. Которая имеет данное число элементов. • Следующее задание выполним с картонными карточками. На них написан ряд букв. Снимите кальку и наложите контур на нужную букву. Я просмотрю. Как вы выполнили задание. • Давайте вспомним, сколько ножек у п-т. В картинках, которые я покажу, найдите эти буквы и запишите из названий цветов только одни буквы п-т (графический диктант).
3.Артикуляционная гимнастика. - В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки п-т. где находиться язычок при произнесении звука т? (За верхними зубками). А какая помеха встречается при произнесении звука п? (Губки) - Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ, мы не можем пропеть их голосом, значит оба звука будут согласными. Если мы приложим к горлышку руку. То сможем определить их звонкость или глухость (глухие).
4. Мозговая гимнастика. - Ребята, а какой из наших «дежурных» звуков встречается в названии этого цветка? (на картинке – одуванчик. Наших звуков нет.) Но этот цветок поможет выполнить упражнение на дыхание: сделайте глубокий вдох и сдуйте пушинки (Так 5 раз). - Мы так сильно дули , что поднялся ветер и похолодало. Давайте наденем «Шапочки» - сверху вниз – надели. Снизу вверх – сняли. (Дети заворачивают ушки 5-7 раз). - Шапочку сняли. Голова устала, опустите её на грудь, поверните влево – вправо («Часики» 5-7 раз). - Поднимите правую руку и потрите шею до тепла. А теперь – левую и потрите затылок.
5. Работа со слогом. - Пока мы проводили разминку, друзья Незнайки решили пригласить всех нас в свой город. Там очень много, цветов, поэтому они назвали свой город…? (цветочным). - Малыши этого города очень любят цветы. А кому из вас нравятся цветы? Кто знает, как ухаживать за ними? (поливать, пропалывать, подвязывать высокие , чтобы не поломались, удобрять) - Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам, растущим в поле, лесу, на лугу? (не топтать , не рвать большие букеты). - Как называются цветы, растущие в лесу, на лугу, в поле? (лесные, луговые, полевые). - а для чего надо бережно относиться к цветам и ко всем растениям вообще? (чтобы вокруг нас было красиво, чисто, от этого зависит наше настроение и здоровье). - Да, наверное поэтому малыши в цветочном городе такие добрые и отзывчивые. Я хочу жителей цветочного города совершить маленькое чудо. Перед городом раскинулась цветочная поляна, но, как вы видите, некоторые цветы бесцветны. Давай те превратим их в яркие и красивые. Первым раскрасит цветок _________.Тебе надо раскрасить правый верхний цветок. Как ты думаешь, как он называется? (Василёк) - Каким цветом мы его раскрасим? (синим) - Повтори, пожалуйста, где находится цветок? (вверху, справа) - Посмотрите, ребята, и правда произошло чудо – на цветке появилась надпись. Что это за слово? (слог) • Да, этот цветок подсказывает нам, что надо выполнить несколько заданий со слогом. Я заметила, что Незнайка прячет слоги, которые надо вставить в эти кармашки (на кармашках написаны буквы п-т). • Следующее задание с перфокартами. Внизу под слогами подпишите количество элементов, составляющих буквы п-т, т.е.цифры 2 и 3. проверьте их, вытащив листочки из перфокарт. Если мои и ваши цифры совпадут, то всё выполнено правильно. - Вы отлично справились с заданием, поэтому мы можем раскрасить следующий цветок, тюльпан. Где он находиться? (в левом нижнем углу). - Этот цветок раскрасит __________ . что написано на тюльпане? (слово).
6. Работа со словом. - Этот цветочек указывает на задания, которые надо вы полнить со словами. • И первое такое задание написано на доске. Там, вместо двух палочек вставим букву …. ? А вместо трёх …. ? Прочитай те слова, запишите их. • Следующее задание выполните самостоятельно. Подберите п-т и подставьте в данные слова, запишите слова. Давайте проверим. Прочтёт… - Правильно, молодец. Мы доверим тебе помочь рас пуститься самому большому цветку. Это будет жёлтая ромашка. Где она находится? (в нижнем правом углу). - А какое слово появилось? (словосочетание).
7. Работа со словосочетанием. - Что такое словосочетание? • Составьте его, подставляя нужную букву. От правильности выбора зависит смысл словосочетания (доска, устно) Тяжёлая пустая (п-т)ачка (п-т)ара старая танцевальная • А теперь под диктовку запишите слово сочетание, подчеркните п-т : Капитан флота Топтал траву Отпустил погулять Плетёные лапти - Безошибочно выполнил задание … . Поэтому он пойдёт и раскрасит следующий цветок. Этот цветочек находится в ряду колокольчиков. Где этот ряд? В какой цвет красят колокольчики? Где находится нераскрашенный цветок? (посередине). - какое слово появилось? (предложение).
8. Работа с предложением. • Правильно. Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу (устно на доске) : Теплоход приходит в (порт-торт). Мало (толка-полка) от лентяя. • Как понять эту пословицу? Не зря говорят, что «Труд кормит, а лень портит». Запишите эту пословицу в тетрадь, подчеркните п-т. • А теперь ваша задача прочитать предложения, которые написаны в столбик. Выйдет и подчеркнёт на доске все буквы п … А все буквы т подчеркнёт … - Следующий цветок раскрасит … Этот цветок находится в нижнем ряду, между … Он растёт в тропиках. Какое слово появилось? (текст).
9. Работа с текстом. • Мы с вами будем находить п-т в тексте. Из него надо выписать слова в три столбика: п т п-т
Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пёстрые попугаи. Прячутся в траве пауки. Прыгают по веткам обезьяны.
• Следующий текст запишите графически.(выписать только «дежурные» буквы)
По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. Зато расцвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись. Подросший овёс зелёными солдатиками стоит по чёрному полю.
10. Упражнения на релаксацию . - Ребята, вы проделали большую работу, поэтому сейчас мы отдохнём: представим себе, что мы лежим на нашей цветочной поляне и смотрим на небо (вывесить белое облако). Будто я лежу на травке, На зелёной, мягкой травке, Греет солнышко сейчас, Руки тёплые у нас, Дышится легко, ровно, глубоко.
11. Итог. - Вспомните, какие звуки «дежурили» на уроке? Чем они схожи? А чем отличаются? Какие задания вам понравились? Что запомнилось больше всего? - На этом занятие закончилось. Спасибо вам за помощь. До свидания.