Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении.
Задачи:
1.
Развитие зрительно-пространственных представлений.
2.
Развитие зрительно- моторных координаций.
3.
Закрепление
дифференциации букв «б- д» на письме и при чтении.
4.
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
5.
Развитие психических процессов: памяти, внимания и т.д.
6.
Формирование
оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы.
Материалы для занятия: зеркала,
образец- таблица с прописными буквами «б- д», картинки- силуэты белки и дятла,
карточки с заданиями, цветные карандаши, тетради, ручки.
Ход занятия:
1 этап- Организационный момент.
Развитие зрительно- моторных координаций.
Игра «Кто внимательный?»
Учащимся показывается таблички с изображением геометрических фигур, а внутри- элементы букв
«б- д», буквы «б и д».
Логопед:- Запомните, что
изображено на табличках. Нарисуйте изображение
как запомнили.
Взаимо оценка: обратить внимание на несоответствие размера, неправильное соотношение элементов
букв, расположение их в геометрической фигуре.
2 этап- Актуализация знаний, полученных детьми на прошлых занятиях.
1.
Отгадайте загадку: «Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А
в рыжей шубке летом».
Логопед:- Рассмотрите картинку-
силуэт белки.
-Кто видит букву в силуэте
белки?
-Какой первый звук в слове
«белка»?
В слове -отгадке определяется первый
звук и соотносится с буквой.
Уточнение артикуляции звука «б»
Логопед :- Произнесите звук «б» перед зеркалом.
-Дайте характеристику звуку
«б».
Ученик:- Звук «б»: согласный, звонкий, бывает твердым и мягким. Преграда (для
воздушной струи )- сомкнутые губы.
2.Отгадайте еще одну загадку:
«Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу». (Дятел)
Логопед: Рассмотрите картинку-
силуэт дятла.
-Какую букву вы видите?
-Какой первый звук в слове «дятел»?
Уточнение
артикуляции звука «д».
Логопед: -Произнесите звук «д» перед зеркалом.
-Дайте характеристику звуку «д».
Ученик: -Звук «д»-
согласный, звонкий, бывает твердым и мягким. Преграда- кончик языка, который
упирается в десны верхних резцов.
3 этап- Сообщение
темы занятия.
Логопед :- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.
-На доске написаны буквы. Выпишите их парами.
-Какие буквы остались без пары?
-Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать рукописные буквы
«б-д».
4 этап- Начало работы
над новым материалом.
1.
Сопоставление звуков «б-д»
по артикуляции.
Логопед : Назовите сходства и
различие звуков «б-д».
-Что общее?- (звонкие, согласные)
-Что разное?- (место преграды: «б»- губы, «д»- десны).
2.Эмоциональная разгрузка, визуализация букв «б-д».
Логопед:- Напишите букву «б»
пальчиком, проговаривая элементы буквы.
Ученик: - буква «д»- овал и
большая петля, которая идет вниз.
Логопед:- Буква «б» вписывается
в силуэт «белки»; а буква «д» в силуэт «дятла».
Чтение таблиц «Характеристика звуков и букв «б- д».
5 этап- Восприятие визуального образа букв, визуальное
узнавание букв, выделение букв «б- д» из
слогов и слов.
1.
Логопед:- Посмотрите на букву «б». Из каких элементов состоит эта буква?
Ученик: - Буква «б» состоит из овала и закругленной линии вверх, как хвост
у белки.
Логопед:- Посмотрите на букву
«д». Из каких элементов она состоит?
Ученик:- Буква «д» состоит из
овала и петли.
Логопед: где расположена петля
по отношению к овалу в букве «д»?
Ученик: - Внизу и справа, как хвост у дятла.
Логопед: Значит, чем похожи буквы «б- д»?
-Чем различаются эти буквы?
2. Чтение слогов, слов (таблица выполнена в рукописном варианте)
Ба- да ада- аба дыни труба
Бо- до ода- оба боты следы
Бу- ду уда- уба дело трудно
Бы- ды ады- абы бумага арбузы
3.Запись слогов в тетрадь с проговариванием какую букву пишут, направления
элементов букв.
Логопед: ба, да,бо, до, бу, ду,
бы, ды.
Ученик: Пишу букву «б»- белка (хвост
вверх)
Пишу букву «д»-дятел ( хвост вниз)
4. Работа с карточкой.
Логопед:- У вас на партах лежат
карточки. Проговорите слова и допишите элементы букв по опорным точкам.
-Обменяйтесь карточками,
проверьте и исправьте ошибки товарища
карандашом.
-Спишите слова.
6 этап- Физкультурная минутка.
Логопед:- Поскольку отличительный элемент буквы «б» - хвостик
направленный вверх, а хвостик буквы «д»- вниз,
то вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слоги и слова со звуком «б», и будете наклоняться, когда услышите звук «д» в слогах или
словах( ба, ду, бе, ды, бро, дры, банк, дом, боты, бант, духи, кеды,
два, верба, забор, дерево)
7 этап- Закрепление умений и
навыков, полученных на занятии.
1.
Логопед:- рассмотрите картинки. Назовите их, запомните названия.
-«Зашифруйте» названия картинок, запишите в тетрадь соответствующие буквы.
Проверка: чтение и расшифровка записи.
Учитель: радуга- буква «д» хвост
вниз.
2.Логопед: Расставьте все эти
картинки в два столбика:
В первый столбик_
слова-картинки с буквой «б», во второй столбик- слова-картинки с буквой «д».
Записать в тетрадь.
3.Логопед:- Прочитайте
словосочетания. Составьте предложения со словосочетаниями, запишите их в тетрадь. Буквы «б-д» подчеркнуть разными цветами.
Холодная погода (Завтра будет
холодная погода)
Нарядная блузка ( У мамы
нарядная блузка)
Голубой бант (У Лизы голубой
бант)
Трудная задача ( Мы решали
трудную задачу )
4. Логопед: на карточках,
покрытых пленкой, написать предложения.
-Допишите в словах фломастером
элементы букв «б- д».
Проверка: чтение предложений по цепочке.
8 этап- Итог занятия.
Смысловая рефлексия занятия.
Логопед:- Поведем итоги.
-какие буквы мы различали на
занятии?
-Чем они отличаются?
-Что нового узнали на занятии?
Эмоциональная рефлексия занятия.
- Пароль на выход: повторение ориентировок для запоминания.
-Определите на ощупь букву в «волшебном ящике».
|