Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Понедельник, 29.04.2024, 12:10


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Конспекты занятий

Литературное чтение в современной школе

«Умеете ли вы читать?» - такой вопрос вызовет, по крайней мере, пренебрежительную улыбку: «Конечно!»

Но если говорить не об умении складывать слова, а о восприятии литературы художественной, то для многих читателей внутренний смысл произведений — своего рода «гордиев узел». Разрубить его в принципе невозможно, а развязать — не хватает соответствующих навыков.

  Чтение художественного текста — это большое искусство. Говорят: до конца понять произведение — значит встать на уровень его творца. Бесспорно, это идеал. Однако учиться постигать смысл образа и художественный мир писателя можно и нужно. В бюджете свободного времени нашего ученика книга занимает далеко не первое место. А среди тех книг, до которых все-таки доходят руки ребят, на долю русской классики выпадает малая доля. Детективы, приключения, фантастика играют в их «развитии» приоритетную роль. Что же необходимо сделать, чтобы книга вновь заняла достойное место в нашей жизни? Как возродить интерес к чтению?

Многие поколения в нашей стране воспитывались на произведениях Пушкина, Толстого, Чехова. А что же сегодня? Они перестали нас учить? Да нет, скорее всего мы разучились у них учиться. Поэтому притупилось наше нравственное чутье, а это одна из причин всех общественных несчастий.

 Только ли молодежь виновата в том, что мало читают? Или вину должны взять на себя и те, кто призван пробуждать интерес к чтению, убеждать в его духовной незаменимости? Конечно же, есть упущения и в работе педагогов, и авторов учебников, и критиков, и вузовских преподавателей, которые готовят школьных учителей. Сегодня очень много говорится о гуманизации образования. Но на литературу в школе отводится все меньше и меньше часов. Я, например, не знаю, как можно приобщить ребят к познанию проблем общества, за то мизерное время, которое отводится сегодня на современную литературу. Мы безнадежно отстаем от жизни, время остановилось на наших уроках. Как же нашим детям познать драмы и тревоги сложной эпохи, в которой они живут?

Сегодня необходимо не просто изучать лучшие произведения русской классической литературы, а уделять больше внимания современному прочтению произведений прошлого, тому, что сохранило общечеловеческое содержание и имеет непреходящее значение для наших дней. Путь здесь один: идти от ученика — к книге, а не наоборот. Например, зачем тратить время на обзорные темы? Мы перечисляем книги, имена, тенденции, а из головы ученика эти сведения сразу же выветриваются. Ведь они ничем не подкреплены: ни яркими образами героев, ни воспоминанием о какой-нибудь литературной ситуации, ни запоминающейся мыслью – книг-то этих писателей ребята не читали. Не лучше ли остановиться на одном крупном произведении и с помощью его показать не только важные проблемы времени, но и тенденции в развитии современной литературы, и то, что волнует сегодня писательское сердце. Учитель и ученик должны стать настоящими друзьями. Ведь именно литература дает возможность ученику раскрепоститься, раскрыть для себя  мир нравственных понятий, мир красоты. Мы очень часто говорим о том, как построить урок, как изучать то или иное произведение, и реже о том, что должны наделить наших учащихся пониманием литературы как вида искусства, отражающего жизнь в художественных образах, тонким восприятием эстетической значимости того или иного произведения, о том, как средствами литературы влиять на личность ученика, способствовать его нравственному становлению. Дети хотят видеть наши уроки – уроками нравственности, красоты – уроками жизни.

Сегодня мы живем в эпоху парадоксов. Сейчас каждый хочет быть личностью. Каждый требует, чтобы его уважали, считались с его мнением. Молодой человек думает, что утверждает себя как личность. А на деле? Чаще всего он находится во власти стереотипа, в зависимости от вкуса массы. Мода во всем: в одежде, в прическе, косметике, в раннем приобщении к курению, а нередко и к наркотикам, в объединении в молодежные группы с жесткой иерархией. Как бы не отстать от других. А что же с личностью? Ведь она начисто стирается в этом половодье современной псевдокультуры. И вот с потерей подлинной индивидуальности, формирование которой всегда было связано с усвоением настоящих культурных ценностей, рождается у молодежи культ мнимого самоутверждения. И только чтение при всех изменениях внешних обстоятельств остается незаменимым способом индивидуального самоусовершенствования.

Одна из прелестей чтения состоит в том, чтобы… вовремя прервать его, оторвать глаза от книги, задуматься, а затем вернуться к прочитанному. Чтение – это разговор с интересным и умным собеседником, требующий внимания, работы мысли. Работы приятной, способной доставлять наслаждение.

В современной жизни мы оторвали чтение от книги. Некоторые скажут: как это? Чтение ведь не существует без книги! Действительно, это так. А разве книга редко существует без чтения, становясь частью интерьера? Мы часто при чтении торопимся, спешим, схватываем лишь общий смысл. Поэтому верным помощником читателя должна стать критика. Но читатель редко обращается к ней. И чаще всего критиков (кроме Белинского и Добролюбова ) мы не знаем. А между тем они у нас есть. И делают они доброе дело. Только вот не всегда их статьи и рецензии доходят до широкого читателя. Значит, надо искать пути и способы приближения их (читателя и критика) друг к другу.

Большую роль в этой нелегкой работе могут сыграть и школьные библиотеки. Почему бы не выставлять подборки рецензий на новинки литературы, не организовывать особые стенды, где помещать хотя бы списки этих рецензий. Убеждена в том, что отзыв квалифицированного рецензента, прочитанный, что называется, по горячим следам, имеет неоценимое значение для углубленного понимания книги, а в конечном итоге – и для духовного формирования личности.

И еще мне кажется, что настала уже пора в вузах при подготовке учителя-словесника ввести обязательное изучение истории и теории живописи и музыки. Ведь литература не может преподаваться в отрыве от других видов  искусства. А чтобы заниматься образованием детей, надо самому учителю быть широко образованным человеком.

На современном этапе нашего духовного развития нужен качественный поворот к читателю и искусству чтения. Это только кажется, что все так просто и пропагандировать надо только сложные виды искусства, требующие специальной подготовки, как это самоотверженно делал Д.Кабалевский, пропагандируя музыку. Искусство чтения  тоже требует и внимания, и пропаганды.

Надо всемерно поднимать общественную престижность чтения как вида духовно-нравственной деятельности, ведь это один из важнейших способов возрождения  здоровья народа, величия нации. 

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Sonya (19.03.2011)
Просмотров: 1277 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024