«Умеете ли вы читать?» - такой вопрос вызовет,
по крайней мере, пренебрежительную улыбку: «Конечно!»
Но если говорить не об умении складывать
слова, а о восприятии литературы художественной, то для многих читателей
внутренний смысл произведений — своего рода «гордиев узел». Разрубить его в
принципе невозможно, а развязать — не хватает соответствующих навыков.
Чтение
художественного текста — это большое искусство. Говорят: до конца понять
произведение — значит встать на уровень его творца. Бесспорно, это идеал.
Однако учиться постигать смысл образа и художественный мир писателя можно и
нужно. В бюджете свободного времени нашего ученика книга занимает далеко не
первое место. А среди тех книг, до которых все-таки доходят руки ребят, на долю
русской классики выпадает малая доля. Детективы, приключения, фантастика играют
в их «развитии» приоритетную роль. Что же необходимо сделать, чтобы книга вновь
заняла достойное место в нашей жизни? Как возродить интерес к чтению?
Многие поколения в нашей стране воспитывались
на произведениях Пушкина, Толстого, Чехова. А что же сегодня? Они перестали нас
учить? Да нет, скорее всего мы разучились у них учиться. Поэтому притупилось
наше нравственное чутье, а это одна из причин всех общественных несчастий.
Только
ли молодежь виновата в том, что мало читают? Или вину должны взять на себя и
те, кто призван пробуждать интерес к чтению, убеждать в его духовной
незаменимости? Конечно же, есть упущения и в работе педагогов, и авторов
учебников, и критиков, и вузовских преподавателей, которые готовят школьных
учителей. Сегодня очень много говорится о гуманизации образования. Но на литературу
в школе отводится все меньше и меньше часов. Я, например, не знаю, как можно
приобщить ребят к познанию проблем общества, за то мизерное время, которое
отводится сегодня на современную литературу. Мы безнадежно отстаем от жизни,
время остановилось на наших уроках. Как же нашим детям познать драмы и тревоги
сложной эпохи, в которой они живут?
Сегодня необходимо не просто изучать лучшие
произведения русской классической литературы, а уделять больше внимания
современному прочтению произведений прошлого, тому, что сохранило
общечеловеческое содержание и имеет непреходящее значение для наших дней. Путь
здесь один: идти от ученика — к книге, а не наоборот. Например, зачем тратить
время на обзорные темы? Мы перечисляем книги, имена, тенденции, а из головы
ученика эти сведения сразу же выветриваются. Ведь они ничем не подкреплены: ни
яркими образами героев, ни воспоминанием о какой-нибудь литературной ситуации,
ни запоминающейся мыслью – книг-то этих писателей ребята не читали. Не лучше ли
остановиться на одном крупном произведении и с помощью его показать не только
важные проблемы времени, но и тенденции в развитии современной литературы, и
то, что волнует сегодня писательское сердце. Учитель и ученик должны стать
настоящими друзьями. Ведь именно литература дает возможность ученику
раскрепоститься, раскрыть для себя мир
нравственных понятий, мир красоты. Мы очень часто говорим о том, как построить
урок, как изучать то или иное произведение, и реже о том, что должны наделить
наших учащихся пониманием литературы как вида искусства, отражающего жизнь в
художественных образах, тонким восприятием эстетической значимости того или
иного произведения, о том, как средствами литературы влиять на личность
ученика, способствовать его нравственному становлению. Дети хотят видеть наши
уроки – уроками нравственности, красоты – уроками жизни.
Сегодня мы живем в эпоху парадоксов. Сейчас
каждый хочет быть личностью. Каждый требует, чтобы его уважали, считались с его
мнением. Молодой человек думает, что утверждает себя как личность. А на деле?
Чаще всего он находится во власти стереотипа, в зависимости от вкуса массы.
Мода во всем: в одежде, в прическе, косметике, в раннем приобщении к курению, а
нередко и к наркотикам, в объединении в молодежные группы с жесткой иерархией.
Как бы не отстать от других. А что же с личностью? Ведь она начисто стирается в
этом половодье современной псевдокультуры. И вот с потерей подлинной
индивидуальности, формирование которой всегда было связано с усвоением
настоящих культурных ценностей, рождается у молодежи культ мнимого
самоутверждения. И только чтение при всех изменениях внешних обстоятельств
остается незаменимым способом индивидуального самоусовершенствования.
Одна из прелестей чтения состоит в том, чтобы…
вовремя прервать его, оторвать глаза от книги, задуматься, а затем вернуться к
прочитанному. Чтение – это разговор с интересным и умным собеседником,
требующий внимания, работы мысли. Работы приятной, способной доставлять
наслаждение.
В современной жизни мы оторвали чтение от
книги. Некоторые скажут: как это? Чтение ведь не существует без книги!
Действительно, это так. А разве книга редко существует без чтения, становясь
частью интерьера? Мы часто при чтении торопимся, спешим, схватываем лишь общий
смысл. Поэтому верным помощником читателя должна стать критика. Но читатель
редко обращается к ней. И чаще всего критиков (кроме Белинского и Добролюбова )
мы не знаем. А между тем они у нас есть. И делают они доброе дело. Только вот
не всегда их статьи и рецензии доходят до широкого читателя. Значит, надо
искать пути и способы приближения их (читателя и критика) друг к другу.
Большую роль в этой нелегкой работе могут
сыграть и школьные библиотеки. Почему бы не выставлять подборки рецензий на
новинки литературы, не организовывать особые стенды, где помещать хотя бы
списки этих рецензий. Убеждена в том, что отзыв квалифицированного рецензента,
прочитанный, что называется, по горячим следам, имеет неоценимое значение для
углубленного понимания книги, а в конечном итоге – и для духовного формирования
личности.
И еще мне кажется, что настала уже пора в
вузах при подготовке учителя-словесника ввести обязательное изучение истории и
теории живописи и музыки. Ведь литература не может преподаваться в отрыве от
других видов искусства. А чтобы
заниматься образованием детей, надо самому учителю быть широко образованным
человеком.
На современном этапе нашего духовного развития
нужен качественный поворот к читателю и искусству чтения. Это только кажется,
что все так просто и пропагандировать надо только сложные виды искусства,
требующие специальной подготовки, как это самоотверженно делал Д.Кабалевский,
пропагандируя музыку. Искусство чтения
тоже требует и внимания, и пропаганды.
Надо всемерно поднимать общественную
престижность чтения как вида духовно-нравственной деятельности, ведь это один
из важнейших способов возрождения
здоровья народа, величия нации.
|