Падежные окончания имен существтельных 1, 2, 3 склонений.
Урок Русского языка в 4 классе
Тема: Падежные окончания имен существтельных 1, 2, 3 склонений. Цели: 1. Составить проект алгоритма доказательства написания падежных окончаний имен существительных. 2. Совершенствовать навыки учащихся в объяснении и написании падежных окончаний имен существительных, пользуясь проектом алгоритма. 3. Работать над развитием устной и письменной речи учащихся. Оборудование: 1. Высказывание о Русском языке. 2. Карточке обратной связи. 3. Визитки по каждому падежу. 4. Перфокарты. 5. Проект алгоритма. 6. Музыка к песням «Падает снег», «Если с другом вышел в путь».
1. Организационный момент. 1) Звучит музыка песни «Падает снег» (тихо) 2) На фоне музыки слово учителя о русском языке. Русский язык! Язык русских, россиян! Наш родной язык! Язык России! Русский язык- это гордость россиян. Сколько теплых душевных слов сказано о нем поэтами и писателями. Учите русский - годы к ряду. С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда – в нем самом. Сабир Абдулла Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. В. Луговской Каждый русский человек с детства впитывает, расширяет, углубляет свои знания о родном языке. Владеть русским языком – это еще и грамотное, красивое письмо.
3. Орфографическая зарядка: Методом уплотненного опроса. Одновременный индивидуальный опрос группы учащихся. ( 4 человека работают у доски, 1 человек работает с классом). 1. Три правила корня: а) п…левой б) зу…ки в) мес…ный ст…ловая моро…ко звез…ный …зерный но…ка трос…ник - объясни написание слов, подбери проверочные, доказывай свой ответ правилом. 2. Звуко-буквенный анализ слова : пеньки. 3. Разбор по составу: пригорки, завьюжила . 4. Разбор по членам предложения и по частям речи. Пушистые снежинки укрыли мерзлую землю. 5. Класс в это время под диктовку с комментированием пишут предложение и делают грамматический разбор. Зимний мороз сковал холодные воды в озерах и реках. 6. Оценка ответов учащихся.
4. Сообщение основной проблемы, цели и задачи урока: • Слово учителя об одной из важных орфограмм- правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. - Это правило написания падежных окончаний имен существительных очень важное в русском языке. ( Тихо звучит гимн России) - Сегодня у нас на заседании нашей Школьной Думы «Учитель-ученик» будет Президент с Проектом «Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения» ( появляется строго одетый ученик, заранее подготовленный учителем, приготовлена доска с проектом, который пока закрыт) • В класс входит Президент. (Громко звучит Гимн. Класс приветствует его (встают все). • Говорит Президент. - Дети, сегодня перед вами учитель поставил одну из важных проблем русского языка: Правописание падежных окончаний имен существительных. Но, прежде, чем принять Проект по решению этой проблемы, я хочу кое-что уточнить: • Его вопросы классу: 1. Почему все существительные разделили на три склонения? 2. Быстро определите склонение существительных, ответ покажете на веере. - сирень, тополь, яблоко, пашня, город, деревня, сарай. 3. Какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, 3 склонению? 4. Представьте визитную карточку по каждому падежу: ( Выходит к доске ученик, показывая по таблице, все рассказывает о падеже- вопросы, предлоги) 5. Представление президентом проекта «Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения» - Открывает Проект (оформлен на отдельной доске), все отчетливо, убедительно доказывает учащимся на примере - Заботился о матери- ж.р, 3 скл., П.п.- пользуясь схемой Проекта
5. Закрепление нового материала. Практическая работа. ( дети цепочкой у доски пишут словосочетания, устно доказывая правописание падежных окончаний). - Бежал по тропинке. – ж.р., 1 скл., Д.п. - Думал о дочери. – ж.р., 3 скл., П.п. - ( и т.д.)
6. Отчет партии «Ученики» о том, как они поняли Проект доказательства написания окончаний имен существительных. • Работа в парах с перфокартами. • Дописать окончание имен существительных, определяя род, склонение падежей. (в каждой перфокарте по 7 словосочетаний) Оценка ставится после проверки на следующем уроке.
7. Домашнее задание. Из рассказа( задан по чтению) выписать 10 словосочетаний, указать род, склонение, падеж, выделить окончание.
8. Итог урока. - Вот так быстро закончился ваш урок, и наш тоже, где главным вашим помощником и другом был ваш учитель. - Звучит музыка песни « Если с другом вышел в путь». - Дети встают, поворачиваются к остальным учителям, кланяются. - Исполняют песню хором! (Смыслом этой песни дети подчеркивают, что учитель их близкий друг. Опора- « Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много).