Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» имени А.М.Мамонова
Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам
Планы-конспекты занятий с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма
Исонова Н.В., учитель-логопед
г. Старый Оскол 2013 Тема урока 1: Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам (урок закрепления знаний)
Цель урока: Способствовать закреплению умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными по падежам.
Задачи: 1. Способствовать закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных. 2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, умения сравнивать. 3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.
Оборудование: презентация к уроку, карточки со стихотворением «Приключения зелёного листа» к заданию «Самый внимательный», карточки к заданию «Окончание потерялось», мяч
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие учителя учениками 2. Проверка готовности обучающихся к уроку 3. Психогимнастика: «Какое сейчас время года? (зима) Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело». 4. Речь с движением (подготовка органов артикуляции, голоса, мелкой и общей моторики): Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью) Зайка корм себе искал. (мелкие подскоки сразу на двух ногах) Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. (указательным и средним разведёнными пальцами изображает «ушки»)
II. Основная часть урока
1. Знакомство с темой урока (СЛАЙД 1)
2. Задание «Самый внимательный» Прочитать стихотворение «Приключения зелёного листа». Пронаблюдать изменение формы имени прилагательного при склонении словосочетания зелёный лист и определить падеж прилагательного. Приключения зелёного листа. Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету.
Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс – Шмыг к зелёному листу!
Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова. Но шалун-листок устал И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном.
3. Задание «Сравнение» (СЛАЙД 2) Сравнить словосочетания. Сказать, чем они отличаются друг от друга. *в еловом лесу – к еловому лесу *манная каша – манную кашу *о тёплом лете – тёплым летом *по лесной тропинке – на лесной тропинке *рыжую лису – рыжей лисы
4. Задание «Измени слова» (СЛАЙД 3) Прочитать текст, изменяя слова в скобках. Списать предложения, определить падеж имён прилагательных. Надо быстрее выучить грамоту леса, чтобы не гоняться летом за (белый заяц), а весной за (рогатый лось). И не искать жёлуди под (густая ёлка), а шишки – под (старый дуб).
5. Физминутка «Стройся!» Дети строятся в колонну и каждый говорит, за кем стоит, используя в речи прилагательные. Например, «Я стою за высоким Сашей», «А я стою за доброй Настей».
6. Задание «Окончание потерялось» (СЛАЙД 4) Вписать окончание, определить падеж имён прилагательных, выделить окончание имени прилагательного. Самоконтроль по образцу. Утренн ___ туман, после грибн ___ дождя, к русск ___ человеку, в космическ ___ корабле, долгожданн ___ телеграмму, красн ___ карандашом.
7. Задание «Поэт» (работа у доски) (СЛАЙД 5) Вставить в стихотворение имена прилагательные, изменив их в соответствии с падежом имен существительных. Определи падеж имён прилагательных. Мы любим дни __________, Катка _________ шум. Ночное небо ________ И __________ Новый год. Слова для справок: весёлый, радостный, морозные, звёздное.
8. Задание «Исправь ошибку» (с мячом) Учитель-логопед Ребёнок Мы подошли к кирпичный дом. Мы подошли к кирпичному дому. Маша выпила стакан вкусном киселя. Маша выпила стакан вкусного киселя. Охотник подкрался к большая норе. Охотник подкрался к большой норе. Сестра вымыла посуду горячая водой. Сестра вымыла посуду горячей водой. Около дома растёт высокой ель. Около дома растёт высокая ель. Ребята прочитали рассказ о верная дружбе. Ребята прочитали рассказ о верной дружбе.
III. Итог урока:
1. Подведение итогов учителем 2. Подведение итогов учениками: *Как определить падеж имени прилагательного? * Какие вы знаете падежи? *Как называется изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам? *Измените по падежам словосочетание «зимняя прогулка» 3. Рефлексия (показать мимикой своё настроение в конце урока: улыбка, хмурое лицо и т.п.)
Тема урока 2: Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам
Цель урока: Способствовать закреплению умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными по падежам.
Задачи: 1. Способствовать закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных. 2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, логического мышления. 3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.
Оборудование: презентация к уроку, картинки «дубы», «берёзы», карточки к заданию «Допиши предложение», карточки к заданию «Прилагательное-невидимка», набор картинок для каждого ученика «морковь, шар апельсин, девочка, щенок, забор».
Ход урока:
I. Организационный момент:
1. Приветствие учителя учениками 2. Проверка готовности обучающихся к уроку 3. Психогимнастика: «Какие это деревья? (выставляются картинки «дубы», «берёзы») Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в берёзы. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом «ы-ы-ы».
II. Основная часть урока
1. Задание «Самый умный» (СЛАЙД 6) Выбрать из скобок нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, изменив слова в соответствии с падежом имени существительного. Объяснить смысл выражений. • Видеть в (красный, малиновый, розовый) свете. • Вариться в (овощной, собственный, фруктовый) соку. • Вставать с (левая, правая, больная) ноги. • Встретиться на (широкая, прямая, узкая) дорожке. • Вывести на (чистая, грязная, мутная) воду. • Выйти (мокрый, сухой, чистый) из воды. • Глаза на (влажное, мокрое, сухое) месте.
а) На улице сильный дождь, но Илья вышел из дома без… Поломался стул, и теперь у него нет одной… На небе тучи, и нет …
б) Ира подошла к … Муравей ползёт по … Охотник идёт по …
в) В лесу дети увидели… Катя поставила…..в вазу. Паук запутал в паутине …
г) Ольга гуляет с …. Илья забил гвоздь… Павел идёт в школу с …
д) Баянист играет на … Роман Иванович купил лекарства в … Дятел сидел на ….
3. Задание «Правильный ответ» (работа по подгруппам) (СЛАЙД 7) Прочитать текст, найти имена прилагательные и определите их падеж. Обозначить окончания имён прилагательных. Группа 1 Из окна видна берёзовая роща. Из берёзовой рощи доносится звонкое пение соловья. Тропинка ведёт к берёзовой роще. Мы любим ходить в берёзовую рощу за грибами. В берёзовой роще растут цветы.
Группа 2 На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
4. Задание «Найди пару» (СЛАЙД 8) Подобрать прилагательные, близкие по значению, определить падеж имени существительного и прилагательного, выделить окончания имён прилагательных. У большого дома, в быстрый поезд, жаркий день, к знаменитому актёру, о честном человеке, на крепкой верёвке, смелого воина, к красивому платью, на весёлом представлении.
5. Физминутка «Цветочек» (речь с движением) Солнце цветам помогает расти. Солнышку нужно ярче светить! К солнышку тянется стебелёк, И за листком вырастает листок. Вот и прекрасный цветок распустился. Солнце и дождик, и руки мои Вместе цветку подрасти помогли!
6. Задание «Прилагательное-невидимка» (ученики выбирают себе задание на карточках, выполняют устно или письменно) 1. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. За домом начинается (какой?) __________ бор. Налетел (какой?) __________ ветер. Наступила (какая?) __________ зима. Зимой стоит (какая?) __________ погода. 2. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. (У какого?) У __________ оленя ветвистые рога. (Из какой?) Из __________ страны возвращаемся домой. (До какого?) До __________ дома ещё далеко. Зимой холодно (без какой?) без __________ шубы. 3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Тропинка вела (к какому?) к __________ лесу. (По какому?) По __________ небу неслись облака. (К какому?) К __________ ребёнку пригласили врача. Мы ехали в автомобиле (по какому?) по __________ шоссе. 4. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Кролик любит (какую?) _____________ морковку. Дрозд любит (какую?) __________ рябину. Рыба любит (какую?) ___________ воду. Дети любят (какую?) ____________ зиму. 5. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Снег растаял (под каким?) под ____________ солнцем. Легко резать (каким?) ______________ ножом. Грибы растут (под какой?) под _______________ ёлкой. 6. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Дети вспоминают (о каком?) о ___________ концерте. Саша мечтает (о каком?) о ____________ велосипеде. Ученик сидит (на какой) на _____________ парте. Бабушка была (в каком?) в ______________ пальто. 7. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. На лугу росли __________ ромашки. Осенью _________ птицы улетают в тёплые края. У Вити есть __________ лыжи. На ветках чирикают __________ воробьи. 8. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. На старой яблоне висело несколько _________ яблок. В багаж сдали пять ____________ сумок. Возле ___________ елей растут грибы. 9. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Охотник шёл по __________ следам. По ___________ дорогам идут поезда. Дети катаются на лыжах по __________ горкам. 10. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Братья купили __________ коньки. Альпинисты взошли на __________ вершины. В лесу можно увидеть __________ зверей. 11. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Дедушка принёс из лесу корзинку с __________ грибами. Мы любовались _________ цветами. Над _________ волнами летают чайки. 12. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. На __________ горах даже летом лежит снег. Вечером в ___________ домах засветились огни. Весной в __________ парках открылись аттракционы. 13. Вставьте в текст нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Настала __________ зима. __________ ковёр покрыл землю. Все _________ улетели в __________ края. __________ зверьки спрятались по норкам. Белка не унывает, она сделала __________ запасы на зиму. А __________ медведь залёг в берлогу. __________ лиса тоже удобную нору себе сделала.
7. Задание «Подбери картинку» Учитель называет слово, обозначающее признак одного из данных предметов. Ученики показывают соответствующую картинку (картинки), составляют предложение с получившимся словосочетанием. Слова-признаки: сочный, весёлый, круглый, деревянный, удобный, яркий, вкусный, старый.
Отгадать загадку, найти в тексте имена прилагательные, определить падеж имён прилагательных.
Белые горошки на зелёной ножке (ландыши) Колкую зелёную срубили топором. Колкая, зелёная к нам приходит в дом (ель, сосна)
Ножка деревянная, Рубашка шоколадная. На солнышке я таю, Во рту я исчезаю (эскимо)
На припёке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелёк Держит алый огонёк. Разгибаем стебельки – Собираем огоньки (земляника)
Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту. Зовусь я … (подосиновик) Дали братьям тёплый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился (варежка)
Я с полями, с козырьком, С лентой алой и цветком. Я защищаю голову От солнца и от холода (панама, кепка)
Из горячего колодца Через нос водица льётся (чайник) Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой (медведь)
III. Итог урока (СЛАЙД 18)
1. Подведение итогов учителем 2. Подведение итогов учениками: *Как определить падеж имени прилагательного? * Какие вы знаете падежи? *Как называется изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам? *Измените по падежам словосочетание «зимняя прогулка» 3. Рефлексия (показать мимикой своё настроение в конце урока: улыбка, хмурое лицо и т.п.)
Методическая литература:
1. Козырева, Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов/ Л.М. Козырева. – М.: АСТ, 2006. – 63 с. 2. Мазанова, Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3/ Е.В.Мазанова. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.: «Дом печати – ВЯТКА», 2004. – 56 с.: ил. 3. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов/ Е.А. Пожиленко. – М.: Владос, 2001. – 224 с. 4. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1995. – 256 с. 5. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений/ А.В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 2000. - 120 с.
Приложение к уроку 1
Задание «Самый внимательный»
Приключения зелёного листа.
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс – Шмыг к зелёному листу! Лапой хвать зелёный лист! – Дескать, поиграем… «Не хочу!» - зелёный лист Головой качает. Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова. Но шалун-листок устал И ко мне в тетрадь упал… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. Приключения зелёного листа.
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс – Шмыг к зелёному листу! Лапой хвать зелёный лист! – Дескать, поиграем… «Не хочу!» - зелёный лист Головой качает. Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова. Но шалун-листок устал И ко мне в тетрадь упал… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. Приключения зелёного листа.
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс – Шмыг к зелёному листу! Лапой хвать зелёный лист! – Дескать, поиграем… «Не хочу!» - зелёный лист Головой качает. Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова. Но шалун-листок устал И ко мне в тетрадь упал… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. Приключения зелёного листа.
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс – Шмыг к зелёному листу! Лапой хвать зелёный лист! – Дескать, поиграем… «Не хочу!» - зелёный лист Головой качает. Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова. Но шалун-листок устал И ко мне в тетрадь упал… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. Приключения зелёного листа.
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс – Шмыг к зелёному листу! Лапой хвать зелёный лист! – Дескать, поиграем… «Не хочу!» - зелёный лист Головой качает. Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова. Но шалун-листок устал И ко мне в тетрадь упал… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. Приключения зелёного листа.
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс – Шмыг к зелёному листу! Лапой хвать зелёный лист! – Дескать, поиграем… «Не хочу!» - зелёный лист Головой качает. Ветер вмиг с листом зелёным Над землёй взметнулся снова. Но шалун-листок устал И ко мне в тетрадь упал… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном.
Задание «Окончание потерялось»
• утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • грибн ___ дождя; • русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • грибн ___ дождя; • русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом. • утренн ___ туман; • после грибн ___ дождя; • к русск ___ человеку; • в космическ ___ корабле; • долгожданн ___ телеграмму; • красн ___ карандашом.
Приложение к уроку 2
Задание «Допиши предложение»
Дописать предложения, подобрав словосочетание прилагательное+существительное. Определить падеж имён прилагательных, выделить окончание. • На улице сильный дождь, но Илья вышел из дома без… • Поломался стул, и теперь у него нет одной… • На небе тучи, и нет …
Дописать предложения, подобрав словосочетание прилагательное+существительное. Определить падеж имён прилагательных, выделить окончание. • Ира подошла к … • Муравей ползёт по … • Охотник идёт по …
• Ольга гуляет с …. • Илья забил гвоздь… • Павел идёт в школу с … Дописать предложения, подобрав словосочетание прилагательное+существительное. Определить падеж имён прилагательных, выделить окончание.
• Баянист играет на … • Роман Иванович купил лекарства в … • Дятел сидел на ….
Задание «Прилагательное-невидимка»
1. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. За домом начинается (какой?) __________ бор. Налетел (какой?) __________ ветер. Наступила (какая?) __________ зима. Зимой стоит (какая?) __________ погода.
2. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. (У какого?) У __________ оленя ветвистые рога. (Из какой?) Из __________ страны возвращаемся домой. (До какого?) До __________ дома ещё далеко. Зимой холодно (без какой?) без __________ шубы.
3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Тропинка вела (к какому?) к __________ лесу. (По какому?) По __________ небу неслись облака. (К какому?) К __________ ребёнку пригласили врача. Мы ехали в автомобиле (по какому?) по __________ шоссе.
4. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Кролик любит (какую?) _____________ морковку. Дрозд любит (какую?) __________ рябину. Рыба любит (какую?) ___________ воду. Дети любят (какую?) ____________ зиму.
5. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Снег растаял (под каким?) под ____________ солнцем. Легко резать (каким?) ______________ ножом. Грибы растут (под какой?) под _______________ ёлкой.
6. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Дети вспоминают (о каком?) о ___________ концерте. Саша мечтает (о каком?) о ____________ велосипеде. Ученик сидит (на какой) на _____________ парте. Бабушка была (в каком?) в ______________ пальто.
7. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. На лугу росли __________ ромашки. Осенью _________ птицы улетают в тёплые края. У Вити есть __________ лыжи. На ветках чирикают __________ воробьи.
8. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. На старой яблоне висело несколько _________ яблок. В багаж сдали пять ____________ сумок. Возле ___________ елей растут грибы.
9. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Охотник шёл по __________ следам. По ___________ дорогам идут поезда. Дети катаются на лыжах по __________ горкам.
10. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Братья купили __________ коньки. Альпинисты взошли на __________ вершины. В лесу можно увидеть __________ зверей.
11. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Дедушка принёс из лесу корзинку с __________ грибами. Мы любовались _________ цветами. Над _________ волнами летают чайки.
12. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. На __________ горах даже летом лежит снег. Вечером в ___________ домах засветились огни. Весной в __________ парках открылись аттракционы.
13. Вставьте в текст нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных. Настала __________ зима. __________ ковёр покрыл землю. Все _________ улетели в __________ края. __________ зверьки спрятались по норкам. Белка не унывает, она сделала __________ запасы на зиму. А __________ медведь залёг в берлогу. __________ лиса тоже удобную нору себе сделала.