Конспект занятия на тему «Составление рассказа из деформированных предложений.» Зудова М.А. МОУ СОШ № 21 учитель-логопед г Старый Оскол ЦЕЛЬ: - упражнять в составлении предложений из отдельных слов, рассказ из отдельных предложений, - развивать самоконтроль, внимание, память, - воспитывать доброту, щедрость. ОБОРУДОВАНИЕ: картина, письмо. ХОД ЗАНЯТИЯ. I . Организационный момент. II - Дети, какое сейчас время года ? Осень. - Да! Поздняя осень! Скоро наступит зима. Все времена года хороши по-своему. У каждого из вас есть любимое время года. Для многих из вас любимым временем года является лето. Летом у вас каникулы. Кто-то из вас отдыхает дома, кто-то выезжает на дачу, на море, а многие отдыхают в деревне у своих дедушек и бабушек, у родственников. - ( Стук в дверь) - Мария Алексеевна, вам письмо! - Спасибо! - Такое красивое, такое большое! - Я таких писем никогда не получала! - От кого же оно? - От Знайки. - Что же в нём? - Давайте распечатаем конверт. Конверты, конверты, карточки, шишки… - А вот и письмо! ПИСЬМО ОТ ЗНАЙКИ. Мария Алексеевна! Я слышал, что дети у вас научились правильно произносить все звуки, умеют читать и писать, составляют предложения из отдельных слов, рассказ из предложений. А так ли это? Это нам предстоит доказать. А дальше идут задания Знайки. Давайте, выполним их. III. Откройте тетради. Запишите число. Тема остаётся та же, что и на прошлом занятии. 1. Достаю из конверта карточки – слова и размещаю на наборное полотно: ЛЕСУ НАХОДКА В Задание: Слова в предложении рассыпались, их нужно поставить на своё место. Вопросы: а) О чём говорится в предложении? (О находке). б) Где она была? (Лесу). в) К какому слову относится предлог в? (Лесу). г) Что нужно помнить, чтобы правильно оформить предложение на письме? (Ученики говорят о большой букве в начале предложения, о раздельном написании слов, о знаке препинания в конце предложения). Находка в лесу. Это заголовок рассказа. - Судя по заголовку, о чём будет рассказ? (Что - то или кого - то нашли). 2. Достаю из конверта карточки - слова первого предложения и размещаю на наборное полотно ПОД ТАНЯ ЁЛКОЙ ЁЖИКА БОЛЬШОЙ НАШЛА Вопросы: а) О ком говорится в предложении? (О Тане). б) Что она сделала? (Нашла). в) Кого она нашла? (Ёжика). г) Где она его нашла? (Под ёлкой). д) Какая была ёлка? (Большая). Каждое предложение будем писать с новой строчки. Записываем первое предложение. Под большой ёлкой Таня нашла ёжика. 3.Для составления следующего предложения дети делятся на две команды: красные и зелёные. Обе команды получают одинаковые карточки - слова. ЁЖИКА ПРИНЕСЛА ДЕВОЧКА ДОМОЙ У команды красных карточки - слова напечатаны на красной бумаге, а у зелёных - на зелёной. Чья команда правильнее и быстрее составит предложение, та и выигрывает. Девочка принесла ёжика домой. 4.Всем детям раздаю конверты, в которых находятся одинаковые карточки - слова: У БАБУШКИ В ТАНЯ ДЕРЕВНЕ ЖИЛА ЛЕТОМ Манипулируя карточками - словами, дети самостоятельно составляют предложение. Ученики проговаривают все варианты. Выбираем лучшее предложение и записываем. Летом Таня жила в деревне у бабушки. 5.Нарисована большая ёлка, под ёлкой ёжик. На ёлку прикрепляю семь «шишек», на обратной стороне которых, напечатано по одному слову. Выбираем ведущего. Он снимает «шишки» с ёлки и ставит их на наборное полотно: ОНА УГОЛОК В ЕГО ПОДАРИТЬ ЖИВОЙ РЕШИЛА Задавая вопросы к главным и второстепенным членам, ведущий составляет предложение. Она решила подарить его в живой уголок. 6. Всем детям раздаю одинаковые карточки со словами: ОНА, В, ЛЕС, ЗА, ГРИБАМИ, ПОШЛА, ОДНАЖДЫ Дети самостоятельно составляют предложение. Обсуждаются все варианты, лучшее предложение записывается. - Нужно ли после каждого слова ставить запятую? (Нет) Однажды она пошла в лес за грибами. IV. Физкультминутка. (направлена на развитие внимания, памяти.) На магнитную доску прикрепляю шесть картинок. Дети стараются запомнить, в каком порядке они находятся. Переворачиваю доску, меняю картинки местами. Дети должны отгадать, что изменилось. V. Прочитать записанные предложения. Находка в лесу. 3.Под большой ёлкой Таня нашла ёжика. 4.Девочка принесла ёжика домой. 1.Летом Таня жила в деревне у бабушки. 5.Она решила подарить его в живой уголок. 2.Однажды она пошла в лес за грибами. -Получился ли рассказ? ( Нет.) -Почему? (Предложения записаны не по порядку.) -Что нужно сделать? ( Переставить предложения.) V I. Находим предложения по порядку и ставим цифры 1, 2, 3, 4, 5. VII. Прочитайте. - Получился рассказ? (Да.) VIII. Анализ рассказа. - Какая была девочка Таня? (Добрая, щедрая.) - Как было бы лучше поступить с ёжиком? ( Да правильно. Не брать его, оставить в лесу.) - А зачем Таня его взяла? ( Она думала, что дома ему будет лучше.) IX . Итог занятия. - Что мы делали на занятии? (Составляли предложения из слов.) - А ещё? (Составляли рассказ из предложений.) - Итак, с заданием Знайки вы справились. Молодцы!
|