Тема: "дифференциация Б-П в словах, словосочетаниях и предложениях.
Тема: Дифференциация б - п в словах, словосочетаниях и предложениях.
Цели и задачи: упражнять в различении б – п по акустическим признакам в устной и письменной речи на базе слов, словосочетаний и предложений; учить давать сравнительную характеристику изучаемых звуков; учить соотносить звук с буквой; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; совершенствовать навык самоконтроля; развивать слуховое и зрительное вни¬мание, развивать ассоциативное мышление; согласование прилагательных с существительными в роде и числе; уточнение и активизация словаря; воспитание любви к сказкам. Оборудование: картинка сказочного героя Буратино, буквы Б, П, буквы б – п на карточках с недостающими элементами, разрезные картинки (башмаки, букварь, пряжка, полено, колпак, пуговица), музыкальное оформление, карта путешествия по лабиринту, дидактический материал, компьютерная презентация. Ход занятия: I. Оргмомент - Сегодня к нам на занятие пришли гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте (кивком головы). - Надеюсь, что вы будете внимательными, старательными и активными. Все, что знаем, не скрываем, Громко, четко отвечаем. - Сегодня у нас будет не просто урок, а урок-сказка. - В сказке нам понадобятся знания, которые мы получили на прошлом уроке. II. Основная часть 1. Актуализация имеющихся знаний. - О каких звуках мы говорили на прошлом занятии? - Какие это звуки гласные или согласные? - Произнесите звук Б. С помощью руки определите, какой это звук звонкий или глухой? - Произнесите звук П. С помощью руки определите, какой это звук звонкий или глухой? - Чем отличаются звуки Б-П? - Чем они похожи? - Какой буквой на письме обозначается звук Б? - Какой буквой на письме обозначается звук П? - У вас на столе лежат карточки, на которых написаны дежурные буквы. Некоторых элементов не хватает. Подумайте и допишите их.
2. Сообщение темы и цели занятия и записать ее на доске. - Как вы думаете, над какими звуками мы будем работать на занятии? - Тема занятия: «Различай Б-П». - Мы будем учиться различать б-п в словах, словосочетаниях и предложениях. - Откройте тетради и запишите число и тему занятия.
3. Развитие пространственного восприятия. - Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке. - В строчке спрятался герой сказки. Найдите его. БАРСУТБУРАТИНОТИГВА - К нам в гости пришел Буратино. - Героем, какой сказки является Буратино? - Кто написал эту сказку?
4. Развитие зрительного внимания и навыков конструирования. - В конвертах лежат предметы, которые имеют отношение к этой сказке. - Составьте из разрезных частей картинку. - Какие предметы у вас получились? - Кому принадлежат эти предметы? - Назовите предмет и дежурный звук в слове. Картинки: башмаки, букварь, пуговицы, пряжка, полено, колпак. Словарная работа: полено. - Что означает слово полено? (кусок распиленного и расколотого бревна) - Кому принадлежат эти предметы? - Какое отношение имеет полено к Буратино?
5. Дифференииаиия звуков занятия на уровне слова. - Буратино очень хотел попасть на представление в театр. Он туда обязательно попадет, если мы выполним правильно задание. - Вставьте пропущенные буквы Б-П и прочитайте слова. _ умага _ улка _ ульдог _ иявка _ила _орода _руд _ еро _ устырь
- Какой первый звук в слове Буратино? Пьеро? - Определите, какие слова себе выберет Буратино, а какие слова достанутся Пьеро? Почему? - Запишите слова в разные столбики. Подчеркните дежурные буквы. - Прочитайте слова, которые выбрал себе Буратино. - Прочитайте слова, которые выбрал себе Пьеро. - Молодцы вы справились с заданием и Буратино, попадет на представление.
6. Работа по согласованию слов в словосочетаниях. - В сказке Буратино получил 5 золотых монет. Но лиса Алиса и кот Базилио хотели их забрать. Смягчите сердца лисы Алисы и кота Базилио - помогите Буратино спасти свои монеты. Для этого нам нужно составить словосочетания. За каждое правильно составленное словосочетание у Буратино будет сохраняться монета.
ДОБРАЯ ПРЯДИ ПИСЬМЕННЫЕ ЧЕРЕПАХА ГОЛУБЫЕ ПОЛЕ БОЛЬШОЕ ПУДЕЛЬ БЕЛЫЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ - Чтобы Буратино получил их, нужно красиво и правильно прочитать словосочетания. - Нам удалось сохранить все монеты Буратино.
7. Физминутка (под музыкальное сопровождение). - Буратино очень любит играть, он и вам предлагает поиграть. Исправь предложения: Путина плетет паука. Бутон сидит на пчеле. Ботинки купили брата. Под лампой потолок. На почках появилась береза. Дупло сидит в белке.
8. Развитие зрительного восприятии и внимания.
- Чтобы получить золотой ключик у черепахи Тортилы Буратино должен был правильно написать словосочетания. Но черепаха не дала ему ключик. Как ы думаете почему? - Исправьте ошибки в словосочетании (каждый получает одно словосочетание на карточке, и на ней же исправляет ошибки).
- Мы справились с заданием и Буратино получил золотой ключик от черепахи.
9. Работа над предложением с дифференцируемыми звуками. - Буратино получил золотой ключик и открыл им потайную дверь в каморке папы Карло. Пройдите по подземному лабиринту вместе с Буратино и его друзьями и прочитайте предложение. Буратино подружился с буквами Б и П. - Что значит подружился? - Запишите предложение. Подчеркните дежурные буквы: Б - одной чертой, П – двумя чертами. III. Итог занятия - Над какими звуками работали. - Чем отличаются эти звуки? - Чем похожи? - За хорошую работу на занятии я дам вам по золотому ключику. Пусть этот ключик послужит вам ключом к новым знаниям. - Пароль на выход. - Придумайте слово с звонким согласным звуком. - Придумайте слово с глухим согласным звуком.