Урок №12. Боги Древнего Египта.
Цели урока по линиям развития ученика:
1–2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.
Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм.
3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные связи.
Умение объяснять, почему египтяне почитали именно этих богов, и объяснять, какое значение религия играла в жизни древних египтян.
4–5 Л.Р. Культурно-нравственное самоопределение.
Умение самостоятельно давать и объяснять оценку пониманию добра и зла древних египтян с позиции человека века.
Обязательный минимум содержания урока: жрецы, пирамиды Хеопса.
План урока:
Учебная проблема урока: почему египтяне боялись погребения на чужбине?
- Боги древних египтян.
- Храмы древних египтян.
- Религиозное мировоззрение древних египтян.
Этапы урока
|
Действия учителя
|
Действия учеников
|
Универсальные учебные действия
|
- . Постановка проблемной ситуации. Формулирова-ние проблемы.
|
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о религиозных взглядах древних египтян.
– Давайте узнаем, какое противоречие смутило Антошку в рассказе о приключениях египетского вельможи Синухета.
– Читаем текст на с. 58. Выявляем противоречивые факты.
1-й факт: узнав о заговоре фараона, Синухет испугался заговорщиков и сбежал на чужбину, где вёл безбедный образ жизни.
Фиксируем на доске 1-й факт:
Синухет на чужбине жил хорошо.
2-й факт: однако к концу жизни Синухет возвращается на родину, несмотря на то, что там ему грозило наказание.
– Какое наблюдаем противоречие?
– Какой возникает вопрос? 1
Обобщая ответы учеников, фиксирует вопрос на доске: Почему египтяне боялись погребения на чужбине?
|
Работают с текстом на с. 58.
Формулируют главный вопрос урока:
Почему Синухет боялся умереть на чужбине?
|
Регулятивные УУД
- Определять цель, проблему.
- Выдвигать версии, планировать деятельность.
- Работать по плану.
- Оценивать степень и способ достижения цели.
Познавательные УУД
- Выделять главное.
- Определять понятия.
- Устанавливать причинно- следственные связи.
- Находить достоверную информацию из текста.
- Умение делать вывод.
Коммуникативные УУД
- Работать в парах.
Личностные УУД
- Самостоятельно давать и объяснять свои оценки событий.
|
II. Версии.
|
– Какие у вас есть версии, предположения? 2
|
– Важно было соблюсти обряд погребения по египетским обрядам.
– Религиозные представления египтян.
|
|
- . Актуализация знаний.
|
– Выполните задание №1 из Рабочей тетради (с. 33). 2
– Объясните, что и почему обожествляли первобытные охотники, земледельцы? 3
– От каких сил природы зависела жизнь египтян? 1
|
Индивидуально, самостоятельно работают в Рабочей тетради.
Работают во фронтальном диалоге.
|
|
- . Планирование деятельности.
|
– Что нам надо узнать для решения проблемы? 3
|
Формулируют пункты плана решения проблемы:
- Каких богов обожествляли и почему?
- Зачем египтяне строили храмы?
- Представления древних египтян о добре и зле.
|
|
V. Открытие нового знания. Решение проблемы.
|
1. – Используя текст учебника (параграф 8, пункт 1), объясните, каких богов и почему египтяне почитали больше всего. 1 3 4
– Поработайте в парах. 1
Можно предложить заполнить таблицу:
- Боги.
- За что обожествляли.
– Выполните задание №3 из Рабочей тетради с. 34. 4
ТОУУ
– Какой вывод по проблеме можем сделать на основе открытых знаний? 5
|
В течение 3 мин. Работают с текстом учебника.
Индивидуально самостоятельно выполняют задание.
Примерный вывод по проблеме:
больше всего египтяне почитали бога Ра, так как верили, что египтяне произошли от богов. Первым царём Египта они считали Осириса – сына бога Ра.
|
|
|
2. – Используя текст учебника (с. 60), объясните, зачем египтяне строили храмы? 1 3 4
– Какой вывод по проблеме можем сделать? 5
|
Читают вслух тест, разбирая значение понятий:
Примерный вывод по проблеме:
египтяне строили храмы – жилища для богов, где с помощью специальных обрядов через жрецов они могут общаться с богами.
|
|
|
3. – Используя текст учебника (с. 61–62), сделайте вывод, почему египтяне боялись умереть на чужбине?
1 3 4 5
– Насколько совпадает твоё (человека века) понимание добра и зла с представлениями древних египтян? 1
|
Работают с текстом, вычитывают соответствующие факты.
– Египтяне боялись быть погребёнными на чужбине, т.к. верили в бессмертие души, а для этого необходимо было соблюсти обряды: из тела умершего сделать мумию,
поместить её в гробницу – дом для души, пройти суд Осириса.
Высказывают свои оценки.
|
|
VI. Выражение решения проблемы.
|
– Какой вывод по проблеме можем сделать? 5
|
Примерный вывод по проблеме урока:
языческая религия древних египтян формировала у них моральные ценности и нормы жизни.
|
|
VII. Применение нового знания.
|
– Выполните задания из учебника на с. 63.
1 2 3 4 5
|
Работают в Рабочей тетради (задание 2 на с. 33, задание 4 на с. 34).
|
|
- . Домашнее задание.
|
Прочитайте параграф 9 и ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».
|
|
|
|