Урок – конкурс по теме «Родственные слова» (2 класс)
Русский язык Урок – конкурс по теме «Родственные слова».
Цели: сформировать умение подбирать родственные слова, развивать кругозор, устную и письменную речь учащихся, воспитывать любовь к русскому языку, умение работать в группе. I. Орг. момент – Ребята! Сегодня мы с вами проведём урок-конкурс, который завершит изучение темы «Родственные слова». И как во время проведения любого конкурса. На нашем уроке ваши знания, умение красиво и доказательно говорить, вашу смекалку будет оценивать компетентное жюри. (Учитель представляет членов жюри). В нашем конкурсе будут участвовать 3 команды. 1 ряд – 1-я команда, 2ряд – 2-я команда и 3 ряд – 3 команда. II. Актуализация знаний. – Начнем с разминки и повторим основные правила, которые необходимо знать для выполнения заданий по теме «Родственные слова». Команды отвечают на вопросы по очереди. Вопросы: 1. Какие слова называют однокоренными? (ответы первой команды) 2. Что такое корень слова? (ответы второй команды) 3. Все ли однокоренные слова являются родственными? (ответы третьей команды). - А могут ли корни в однокоренных словах писаться по-разному? (Да, в русских словах встречается чередование гласных и согласных звуков в корнях слов). - Так какие же слова называются родственными или однокоренными? – Послушайте стихотворение о родственных словах: К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня! Это значит: - Исключи меня из вины!... …У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: - Защити меня!- Это значит: - Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. (С. Островой) III. Работа над темой урока. 1. Упражнение в подборе родственных слов. 1 ряд – трава, …, …, … . 2 ряд – моря, …, …, … . 3 ряд – леса, …, …, … . Учитель. - Молодцы, ребята! Вы вспомнили всё, что необходимо будет вам сегодня, чтобы прослыть знатоками. Ну, а теперь вперёд! Первый конкурс называется «Зри в корень!» К доске приглашаются капитаны команд. Для каждого капитана заготовлены «свои» корень и листья. Капитаны должны посадить свой сад: соединить корни и листья своего дерева. Но небольшое предупреждение: будьте внимательны! Задание для капитана I команды: Составить дерево, корень которого «дом». Листья: домашний, домашняя, домино, домовой, домики. Задание для капитана II команды: Составить дерево, корень которого «бас». Листья: басня, басовитый, басок, басовый. III капитану: Корень – слон. Листья: слониха, слоновый, слонёнок, прислониться, слоник. (капитаны выполняют задания, а учитель предлагает остальным участникам конкурса выполнить следующие задания: вставить пропущенные буквы в словарные слова, которые даны на карточках, а затем найти их родственников в словаре, приведённом в конце учебника. Слова на карточках: I команда – су_ отник, ра_ казать, п_тушок. (Суббота, рассказ, петух) II команда – яг_дка, сах_рница, б_резняк. (Ягода, сахар, берёза) III команда – г_рошек, м_двежонок, т_порик. (Горох, медведь, топор) Жюри оценивает: 1) работу капитанов – 1 очко, если всё выполнено правильно, если были ошибки, то – 0 баллов. 2) работу команды – 1 очко, если всё выполнено правильно, если были допущены ошибки (в правописании или в подборе родственных слов), то 0 баллов. Учитель: каждая команда получит еще по одному очку, если объяснит, почему капитанам не надо было брать слова домино, басня, прислониться? Учитель: Второй конкурс называется «Свой – чужой». Команды сейчас получат карточки с рифмовками. Задача найти в рифмовках родственные слова, выделить в них корень и объяснить какие слова вы не подчеркнули и почему. Корень слова – главная, Значимая часть. Родственные связи Дарят корню власть. Выясни умело линию родства Однокоренные выбери слова. Тексты рифмовок для команд: I – Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисёнок, Лось, лоскут, лосёнок. II – Горный, горка, городок, Пес, песочный и песок, Семя, семечко, семья, Вдруг, подруга и друзья. III – Моряки, морской, моржи, Корень, корневой, коржи, Холод, холмик, холодок, Носик, носит и носок. Жюри оценивает: - Правильность нахождения слов – 1 балл; - Правильность выделения корней – 1 балл; - Правильное обоснование «лишнего» слова – 1 балл. 1. Упражнение в словесном моделировании. Учитель: Продолжаем наш урок. Следующий конкурс покажет, как вы владеете словесным моделированием. Каждая команда выделяет своего представителя для участия в конкурсе «Альпинист». Эти участники будут выполнять задания у доски, а остальные ребята в это время будут участвовать в конкурсе «Пропал корень» на своих рабочих местах. ( команды определяют, кто будет работать у доски, а кто на местах) Учитель: Задание для работающих у доски: «одолеть гору», т.е. догадаться, какой корень пропущен в «горке родственных слов» и записать его вместо звездочек.
Учитель: Задание командам: подобрать как можно больше корней в модель записанного на карточке слова так, чтобы получились новые слова. ПЕРЕ _ _ _ КА (Возможные варианты: перебежка, переборка, перевозка, перевязка, перегонка, переделка, перекатка, перекидка, перекопка, переменка, перестрелка, перебранка, переписка, перемотка, переноска, пересылка и.т.д.) Жюри оценивает капитанов: - Правильно найден корень в горке – 1 балл. Жюри оценивает команды: - команда, правильно записавшая наибольшее количество слов, получат 3 балла. - средний результат -2 балла; меньший результат – 1 балл.
2. Физкульминутка. Учитель: А теперь, ребята, давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Кто у кого?». Выйдите все из-за парт и приготовьтесь слушать внимательно. Я буду каждой команде по порядку называть слово, обозначающее какое-нибудь животное. Игроки должны вспомнить, как называется его детёныш, определить, являются ли полученные слова однокоренными, и пытаться изобразить детёныша движениями.
I – у лягушки – … (лягушонок – родственные) II – у свинья – … (поросёнок – нет) III – у медведя – … (медвежонок – родственные)
I – у коровы – … (телёнок – нет) II – у кошки – … (котёнок – родственные) III – у зайца – … (зайчонок – родственные)
I – у совы – … (совёнок – родственные) II – у лисы – … (лисёнок – родственные) III – у овцы – … (ягнёнок – нет) 4. Упражнение в словообразовании. Учитель: А теперь мы продолжим учиться подбирать родственные слова. В 4-ом конкурсе, который называется «Кто самый ласковый?». У доски будут соревноваться по одному представителю от команды. Для каждого из них записаны слова, к которым надо подобрать и записать родственные слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. КОТ МОСТ РОТ А команды в это время получают карточки со следующим заданием: заменить выражение одним словом: I. Сделать подарок – … (подарить) Пригодный для еды – … (съедобный)
II. С давних пор – … (издавна) Испытывать жалость – … (жалеть)
III. Говорить дерзости – … (дерзить) Служащий, разносящий почту – …(почтальон). Жюри оценивает: - Ученика у доски – 1 балл, если выполнено правильно; 0 баллов, если были допущены ошибки. - Команды за каждое правильно записанное слово получают 1 балл.
1. Работа над лексическим значением слов. а) работа со словарями. Учитель: Молодцы, а теперь мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу в области лексики русского языка. Мы с вами не раз говорили на уроках о том, как красив, поэтичен, богат, могуч и сложен русский язык. В нём до сих пор таится много загадок. Но внимательный, наблюдательный и любящий свой язык человек всегда сможет найти разгадки, которые часто прячутся в самих словах. Поэтому в следующих конкурсах вам предстоит стать настоящими учёными-лингвистами и сделать собственные открытия в области русского языка. Ну что, попробуем? К доске вызываются по два представителя от команды. Один из них сейчас отправиться в Древнюю Грецию, а другой в Киевскую Русь. Там, в глубине веков, найдут они старинные корни и «принесут» нам по два современных слова, образовавшихся от этих корней. Запишут их на доске в столбик и выделят в них древний корень. Ребята могут пользоваться словарём иностранных слов и этимологическим словарём. В Древней Греции: I участник: «Теле» по-гречески означает «далеко». Подберите 2 слова, произошедшие от этого корня. (Варианты слов: телескоп, телеграф, телефон). II участник: «авиа» по-гречески означает «воздух». Подберите 2 слова, которые произошли от этого слова. (Варианты слов: авиация, авиапочта, авианосец). III участник: «био» по-гречески означает «жизнь». Подберите два слова, которые произошли от этого корня. (Варианты слов: биология, биосфера, биография). В Древней Руси: IV участник: В старину слово «ведать» означало «знать». Назовите два современных слова, которые произошли от этого слова. (Варианты слов: медведь, природоведение). V участник: В старину слово «коло» значило «колесо, круг». Подберите два слова, которые произошли от этого корня. (Варианты слов: колодец, колобок) VI участник: Древнее слово «лоп» означало «широкий плоский лист». Какие слова произошли от этого слова? (Варианты слов: лопух, лопата, лопасть) Учитель: А команды в это время отправляются в путешествие вокруг света. Им надо узнать, как называют жителей указанных стран и городов, и записать их в карточке. В случае затруднения команды могут обращаться к словарю названия жителей. I – Франция, Япония, Россия; Тамбов, Саратов, Тула. II – Испания, Англия, Польша; Москва, Омск, Смоленск. III – Дания, Норвегия, Индия; Саратов, Орёл, Воронеж. Жюри оценивает: - Учеников у доски – по 1 баллу за каждое правильно подобранное слово. - Команды на местах – 1 балл за правильное название жителей стран и 1 балл за правильное название жителей городов. б) Анализ происхождения слов. Учитель: Что ж, мои дорогие учёные, теперь попробуйте без помощи словарей провести ещё одно исследование. Я предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Почему их так зовут?». Каждая команда получает карточку с названием предметов. Вам следует хорошо подумать и объяснить, почему эти предметы так называются. I команда: Подберёзовик - … Одуванчик - … Черника - … Малиновка - … Вторник - … II команда: Земляника - … Опёнок - … Вьюнок - … Снегирь - … Четверг - … III команда: Кукушка - … Пятница - … Подснежник - … Подосиновик - … Костяника - … Жюри оценивает правильность и полноту обоснования каждого слова – 1 балл. 6. Коллективный диктант. Учитель: И в заключении мы с вами должны определить самую грамотную команду. Последний конкурс называется «Коллективный диктант». Сейчас каждая команда получит чистый лист в линейку, на котором вы будете записывать диктант. Но работа будет проходить по-особому. Первый член команды записывает первое слово и передаёт лист второму, второй игрок записывает второе слово и вновь передаёт лист следующему и.т.д. В конце мы увидим, чья же команда самая грамотная. Но чтобы предупредить возможные ошибки, давайте вспомним, какие правила корня вы знаете? (Дети вспоминают правила правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных, непроизносимых и удвоенных согласных в родственных словах). Жюри оценивает: - Слаженность работы команды – 1 балл; - Диктант по пятибалльной системе. 7.Подведение итогов урока: Учитель: Вот и подошёл к концу наш конкурс. Настало время подвести итоги. Пока уважаемые члены жюри посчитают окончательные результаты, давайте с вами вспомним, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? - Какие же слова называются однокоренными или родственными? - Почему не все слова, имеющие одинаковый корень, являются однокоренными? - Какой конкурс вам понравился больше всех? - Какой конкурс был самым сложным? Почему? - А теперь давайте послушаем наше жюри. (Жюри подводит итоги. Проходит награждение победителей и активных участников команд).