Урок Тема: «Речь - предложение» Цели: 1. Способствовать дифференциации понятий «речь», «предложение»; закреплению знаний о правописании предложений. 2. Способствовать совершенствованию умения выделять предложения из текста, подсчитывать их количество; обогащению словарного запаса; активизации мыслительной деятельности; развитию вербальной памяти; совершенствованию умения отвечать на вопросы полными предложениями, общей моторики. 3. Способствовать воспитанию познавательной, речевой активности; развитию позитивного отношения к исправлению речевого дефекта, интереса к родному языку, адекватной самооценки Оборудование: фишки-клубнички для стимулирования активности в ходе урока; карточки с пунктуационными знаками «.», «!», «?»; предметные картинки «овощи», «фрукты», «ягоды»; магнитофон; аудиозапись со спокойной музыкой; сюжетная картинка «фруктовый сад»; пособие «телевизор»; «микрофон». Ход урока: I. Организационный момент: а) приветствие учителя-логопеда учениками; б) проверка готовности к уроку учениками, учителем; в) психогимнастика: Учитель-логопед говорит: «Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения». II. Основная часть: 1. Сообщение темы урока: Вопросы беседы: - Что такое речь? - Что такое предложение? - Сколько предложений может быть в рассказе? - Приведите пример рассказа, предложения - Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Наша речь состоит из предложений. Речь бывает устная и письменная. Предложения в рассказе, сказке взаимосвязаны друг с другом, логически последовательны. На уроке мы будем различать понятия «речь» и «предложение», составлять предложения и тексты. 2. Задание «Посчитай-ка!» Ученики слушают рассказ, выделяют в нём предложения, повторяют их, осуществляют пересказ, сначала отвечая на вопросы учителя-логопеда, потом самостоятельно. «У курицы были цыплята. Она повела их на лужок. Около лужка протекала маленькая речка. Один цыплёнок бросился в речку. Курица с испугу закудахтала. Цыплёнок в речке спокойно плыл. Он был утёнок, а не цыплёнок». Вопросы к заданию: - Сколько предложений в тексте? - Озаглавьте этот рассказ - Как пишется начало предложения? - Что ставится в конце предложения? 3. Задание «Составь предложение» (индивидуальная работа) Ученики составляют предложения по предметным картинкам: «овощи» - капуста, лук, морковь, горох, помидор, картофель; «фрукты» - яблоко, груша, апельсин, бананы, лимон; «ягоды» - крыжовник, малина, ежевика, клубника, клюква (индивидуальная работа). Вопросы к заданию: - Как назвать одним словом «капуста, лук, морковь»? - Как назвать одним словом «яблоко, лимон, ананас»? - Как назвать одним словом «крыжовник, черника, арбуз»? - В какое время года собирают урожай овощей и фруктов? 4. Физкультминутка «В саду» (пантомима) Мы идём во фруктовый сад. Там собака Авва. Она сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот – сторож Антон. Мы улыбнёмся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растёт айва. Потянитесь и сорвите айву. Она ещё не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот – антоновка. Она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это – астры. Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? Аист. Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Вот мы и дома. 5. Задание «Полный ответ» Обучающиеся составляют предложения при ответе на вопрос учителя-логопеда. • Что можно увидеть с закрытыми глазами? • На какое дерево садится ворона после дождя? • Из какого крана нельзя напиться? • Какой месяц короче февраль или май? • Каким гребнем голову не причешешь? • Как называется дерево с белым стволом? • У какого цветка на стебле шипы? • Какие овощи стелются по земле? • Какие деревья не знают листопада? • Какую птицу зовут лесным доктором? • Какая птица любит блестящие вещи? • Для чего кошке нужны мягкие лапки и острые когти? Вопросы к заданию: - Что такое предложение? - Из составленных предложений при ответе на вопросы можно составить рассказ или нет? Почему? 6. Задание «Диктор телевидения» Сначала учитель-логопед объясняет значение слова «диктор», потом называет предложения с различной интонацией, а дети поднимают соответствующие карточки со знаками пунктуации «.», «!», «?». Затем обучающиеся самостоятельно составляют небольшие рассказы - новости на тему «Что такое предложение?», «Что такое речь?», представляя себя дикторами телевидения. Вопросы к заданию: - Чем письменная речь отличается от предложения? - Сколько предложений может быть в тексте? III. Итог урока: 1. Подведение итогов учителем 2. Подведение итогов учениками (ответы на вопросы учителя) - Что вы изучали на сегодняшнем уроке? - Что такое речь? - Что такое предложение? - Чем устная речь отличается от предложения? 3. Оценка работы обучающихся: - самоанализ; -оценка работы учителем-логопедом: похвалить все удачные ответы детей, указать на недочёты 4. Рефлексия (сказать, что понравилось на уроке, какие впечатления он оставил) 5. Релаксация (звучит спокойная музыка) - Ребята, закройте глаза, представьте самые приятные моменты урока, расслабьтесь, отдохните, помечтайте.
|