Цели урока: дать понятие об антонимах, научить применять слова, обозначающие контрастные понятия в жизни, пополнять словарный запас ученика, расширить кругозор учащегося, развивать воображение и фантазию, воспитывать наблюдательность.
Ход урока.
I. Новый материал.
1) Ребята, вы никого на перемене не видели здесь? Я потеряла своего помощника. Неожиданно раздается голос Кота Леопольда:
«Ребята, давайте жить дружно!» (На экране отрывок из м/ф «Приключения кота Леопольда.»)
- Узнаете? Кот Леопольд будет сегодня моим помощником, и я надеюсь, мы с ним подружимся. Для вас у него сюрприз и конверт с заданием. О сюрпризе в конце урока, а сейчас мы заглянем в конверт.
- Ой, здесь рисунки (выставляю рисунки)
- Подумайте, можно ли их как-то сгруппировать?
- Как? (день-ночь, веселый-грустный, высокая-низкая)
- Что объединяет эти пары слов? Это и будет тема нашего урока. Сегодня на уроке мы будем не только вести наблюдение над такими словами, но и подбирать сами.
Вывод: Эти слова противоположны по смыслу.
2) У таких слов также как и у вас есть свое имя, свое название. А как называются такие слова, вы узнаете, если правильно подберете противоположные по смыслу слова. Наклейте их рядом со словами, которые написаны на листе. А название вы сможете прочесть по цветным буквам.
Работа по группам. ( На партах лежат листы бумаги, на которых записаны слова и отдельные карточки с антонимами к этим словам.):
неряшливый мокрый
грубый новый
громкий истинный
работа аккуратный
старый тихий
ложный нежный
сухой отдых
нежность
1. Проверка. (1 ученик от группы у доски)
- Как же называются слова, противоположные по смыслу? На доске: антонимы. (Открывается запись.)
- Антонимы – это тема нашего урока. Сегодня на уроке мы будем наблюдать за антонимами, учиться грамотно употреблять их в речи.
Путешествие в прошлое: Слово антоним произошло от греческого слова «анти» - против и «онима» - имя.
Проблема: какое слово необходимо поставить рядом со словом «грубый»?
Вывод: оказывается, антонимы отвечают на один и тот же вопрос.
- Тогда какое слово является антонимом для слова «грубый»? А нежность – лишнее слово. Попробуйте подобрать антоним к слову нежность. (грубость)
2.Словарная работа.
- Что означают слова «истинный» и «ложный»?
В ходе рассуждений на доске появляется:
Отвечают на один и тот же вопрос
|
|
Слова, противоположные по смыслу
|
|
АНТОНИМЫ
- Какую пару слов можно назвать лишней? (Работа – отдых, т.к. это существительное, а остальные – прилагательные)
Кот Леопольд предлагает отдохнуть.
Отдых (включаю отрывок из м/ф «Приключения кота Леопольда», где звучит песенка кота Леопольда)
- Давайте встанем и подпоем коту песенку. Кто не знает слов, тексты на столах.
II. Работа по тексту песни.
- Поработаем с текстом песни.
- Найдем и подчеркнем антонимы.
В ходе самостоятельной работы дети подчеркивают пары: хорошо - плохо, легко - трудно. Эти слова написаны на доске.
Проверка: - Если правильно подчеркнули, рядом нарисуйте кружочек.
А кот Леопольд нашел в своей песне еще слова, к которым подберите антонимы и запишите пары слов.
На доске: ясный (пасмурный)
добрый (злой)
высоко (низко)
Проверка: рядом с правильной парой нарисуйте кружочек.
- Встаньте, если вы набрали 4 - 5 кружочков. Поаплодируем ребятам. Молодцы!
III. – Кот Леопольд предлагает поиграть в игру «Найди свою пару».
Детям раздаются карточки со словами-антонимами, среди них слово, к которому нельзя подобрать антоним – парта, и одно лишнее – храбрец. Участники игры находят свою пару.
- Давайте послушаем, какие получились пары. Если дети правильно будут называть, будем их тоже награждать аплодисментами.
- Почему без пары слово «молодость»? (Слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос.)
- Подберите к этому слову антоним.
- Почему же без пары остался ребенок со словом «парта»? (В русском языке есть слова, у которых нет антонимов. Подробнее об этом мы будем говорить на следующем уроке)
- Свою пару сумели найти все, о чем это говорит? ( На уроке мы научились правильно подбирать слова, противоположные по смыслу, употреблять их в речи при сравнении.)
Итог. – Так что же такое антонимы?
Дома. – Задание по выбору: 1.) Придумать и записать 3 – 4 пары антонимов.
2.) Используя антонимы, составить небольшой
рассказ (3 – 4 предложения) о своей семье.
Сюрприз от кота Леопольда. Отгадайте, что лежит в коробке. Подсказка – антоним к слову горькие ( горькие -…. сладкие)
- А кот Леопольд прощается с вами, благодарит за работу и сюрприз – это его оценка, благодарность за вашу работу. Без вашей сообразительности и активности, вряд ли получился урок. Кот Леопольд говорит вам «До свидания!»
|