Лихачёва С.В. Учитель-логопед МОУ «СОШ №20 сУИОП» Схема анализа современного логопедического занятия. ФИО учителя – логопеда: _________________________ МОУ «». Дата «___» ____________ 20___ г. Анализирующий: ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-_____________________________________________________________ Цель посещения: __________________________________. Особенность занятия: открытое, рабочее _____________________. Группа (класс)_________. Количество детей в группе (классе) _____. Присутствовали на занятии ___ учащихся. Форма занятия: индивидуальное, подгрупповое ___________________________. Тема занятия: ______________________________________________________________________________________________ Шкала оценки: 3 балла – низкий уровень, 4 балла – средний уровень, 5 баллов – высокий уровень. 1. Анализ цели и задач занятия: [ ] соответствие темы, цели и задач занятия особенностям программного материала, перспективному плану работы группы (класса), речевому профилю. [ ] уровень подготовленности группы (класса, ребёнка). [ ] постановка и доведение цели и задач занятия до детей. 2. Степень достижения цели и задач занятия: [ ] образовательной [ ] коррекционно - развивающей [ ] воспитательной [ ] единство образовательной, коррекционно – развивающей и воспитательной задач. 3. Анализ структуры и организации занятия: [ ] соответствие структуры занятия его цели и задачам [ ] логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия [ ] целесообразность распределения времени между этапами занятия [ ] рациональность выбора форм обучения [ ] наличие конспекта занятия, степень его освоения [ ] оборудование занятия, эстетичность обстановки, качество наглядных пособий и дидактического материала, использование современных ИКТ. [ ] рациональная организация работы учителя – логопеда и детей от простого к сложному. 4. Анализ содержания занятия: [ ] соответствие содержания занятия требованиям программ для детей с нарушениями зрения [ ] полнота, достоверность, доступность изложения изучаемого материала [ ] степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия [ ] подведение детей к восприятию новых знаний [ ] актуализация опорных знаний [ ] организация самостоятельной работы детей [ ] инструкции и помощь учителя – логопеда [ ] степень освоения нового материала (эффективность) [ ] связь нового с ранее изученным [ ] повторение (организация, формы, приёмы, объём) 5. Оценка коррекционной направленности занятия: [ ] развитие понимания речи [ ] использование упражнений на дыхание, артикуляционной гимнастики [ ] формирование правильного звукопроизношения [ ] развитие фонематического слуха и восприятия [ ] закрепление навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры [ ] усвоение навыков звукового анализа и синтеза [ ] формирование практических навыков словообразования и словоизменения [ ] обучение самостоятельному высказыванию [ ] контроль за внятностью и выразительностью речи [ ] включение заданий с опорой на несколько анализаторов [ ] упражнения на развитие высших психических функций [ ] упражнения на развитие общей и мелкой моторики 6. Анализ методики проведения занятия: [ ] определение обоснованности и правильности отбора методов, приёмов и средств обучения. [ ] соответствие методов, приёмов и средств обучения содержанию материала, поставленным задачам, возможностям группы (класса, ребёнка) [ ] разнообразие приёмов и методов, применяемых учителем – логопедом [ ] эмоциональность подачи материала [ ] эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала, ИКТ. 7. Анализ работы и поведения детей на занятии: [ ] общая оценка работы группы (класса, ребёнка) [ ] интерес к занятию [ ] активность детей (ребёнка) [ ] качество знаний, умений и навыков [ ] глубина, осознанность и прочность знаний, умение применять знания в различных ситуациях [ ] работа над ошибочными ответами 8. Оценка санитарно – гигиенических условий занятия: [ ] освещение [ ] предупреждение утомления и переутомления [ ] смена видов деятельности [ ] своевременное и качественное проведение физкультурных пауз, зрительных гимнастик. [ ] соблюдение правильной рабочей позы [ ] создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания [ ] посильность нагрузки зрительного, речевого и дидактического материала [ ] 9.Оценка самоанализа, сделанного учителем – логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные присутствующими на занятии. 10. Результаты занятия: [ ] оптимальность обучающих действий учителя – логопеда [ ] качество знаний, умений и навыков детей [ ] 11. Элементы творчества, заслуживающие внедрения в практику работы других учителей – логопедов. 12. Личность учителя – логопеда: [ ] собранность и внимательность учителя – логопеда на занятии [ ] стиль и тон в работе [ ] речь учителя – логопеда (ясность, точность, доступность, выразительность, эмоциональность) [ ] соотношение речи учителя – логопеда и детей (ребёнка) [ ] доброжелательное отношение к детям [ ] соблюдение норм педагогической этики 13. Общие выводы и предложения: ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Рекомендации учителю – логопеду на основании выводов и предложений: ________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Схема самоанализа логопедического занятия. 1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме. 2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия. 3. Характеристики учителем – логопедом группы (класса, ребёнка). 4. Мотивировка отбора материала для данного занятия. 5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии. 6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов цели, задачам и содержанию занятия. 7. Удовлетворённость или неудовлетворённость учителя – логопеда занятием (его отдельными частями). 8. Меры, намечаемые учителем – логопедом по устранению отмеченных недостатков. 9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов. 10. Самооценка как одно из условий творческой работы учителя – логопеда. Считаю возможным проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум – трём из перечисленных.
|