Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Суббота, 04.05.2024, 12:21


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Дидактическая игра "Зоопарк"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»
ИМЕНИ А.М.МАМОНОВА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА
В РЕШЕНИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАДАЧ



Учитель-логопед Исонова Наталия Валериевна

Старый Оскол

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: способствовать закреплению теоретических знаний школьников о дифференциации приставок и предлогов, активизации практических умений и навыков в использовании приставок и предлогов в устной и письменной речи

Задачи:
1. Способствовать закреплению умения подбирать, различать приставки и предлоги в устной речи, на письме.
2. Способствовать развитию логического мышления, устойчивости внимания, расширению круга представлений об окружающем мире, активизации предметного и предикативного словаря, совершенствованию умения строить предложения из слов, данных вразброс, при ответе на вопрос, по картинке, развитию навыка правильного осознанного чтения, грамотного письма, активизации умения составлять небольшой рассказ по картинке, с опорой на план
3. Способствовать воспитанию у обучающихся толерантного отношения друг к другу в коллективной игре, познавательного интереса к русскому языку, чтению как к учебным предметам, самоконтроля, бережного отношения к фауне

Оборудование: план зоопарка, фигурки животных и птиц (сменный материал), карточки с заданиями, билеты в зоопарк, фломастеры (ручки, маркеры)

Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 5-6 человек. Учитель-логопед говорит: «Сегодня, ребята, мы с вами пойдём в зоопарк. Вы там увидите диких экзотических животных и птиц: крокодила, льва, бегемота, носорога, павлина, сможете их покормить. Чтобы попасть в зоопарк, необходимо ответить на вопросы по теме «Приставки и предлоги». За правильный ответ получите билеты в зоопарк. Билеты сохраняйте до конца необычного путешествия, потому что в них будут выставляться баллы за выполнение заданий. Кто наберёт больше всего баллов, тот и выиграет».
В о п р о с ы:
1. Что такое приставка?
2. Что такое предлог?
3. Как пишутся приставки со словами?
4. Как пишутся предлоги со словами?
5. Чем приставка отличается от предлога?
При правильном ответе на вопрос учитель-логопед в билете ставит 5 баллов, при ответе на вопрос с помощью – 4 балла.
«Вот, ребята, возьмите билеты. Наше путешествие начинается. В зоопарке утро. Животные ещё не вышли из своих вольеров. А чтобы их увидеть, вы должны составить предложения из слов, которые стоят не по порядку. Тот, кто первым составит предложение, увидит свирепого льва. Тот, кто вторым составит предложение, увидит огромного крокодила. Тот, кто третьим составит предложение, увидит неповоротливого бегемота. Тот, кто четвёртым составит предложение, увидит грозного носорога. Тот, кто пятым составит предложение, увидит прекрасного павлина. Итак, составляем предложения». Школьники составляют предложения, определяют в каждом из них слово с приставкой и называют предлог, располагают зверей на территории зоопарка.
М а т е р и а л з а д а н и я:
*Лев, травку, на, прилёг.
*Крокодил, к, подплыл, берегу.
*Из, бегемот, вышел, вольера.
*Перебежал, через, носорог, дорогу.
*Павлин, слетел, ветки, с.
При правильном ответе на вопрос учитель-логопед в билете ставит 5 баллов, при ответе на вопрос с помощью – 4 балла.
«А сейчас в зоопарке время обеда. Скажите, что ест крокодил, павлин, другие животные и птицы? Чтобы накормить животных, вы, ребята, должны выполнить интересные задания. Возьмите карточки и прочитайте задания. Животные и птицы будут сытыми, если вы правильно выполните задания». Дети берут карточки, читают задания и выполняют их (устно или письменно). Затем учитель-логопед проверяет правильность выполнения упражнений совместно со всеми игроками, делаются выводы о написании приставок и предлогов.
М а т е р и а л з а д а н и й:
1. Преврати словосочетание с приставкой в словосочетание с предлогом (устно):
*настенные часы – часы на стене; предрассветный час – час перед рассветом; подводные жители – жители под водой; настольная лампа – лампа на столе;
2. Преврати словосочетание с предлогом в словосочетание с приставкой (устно):
*переход под землёй – подземный переход; камни под водой – подводные камни; календарь на столе – настольный календарь; плата за работу – заработная плата; повязка на рукаве – нарукавная повязка
3. Скажи, где находятся звери, употребляя предлоги. Поменяй местами животных. А где теперь они находятся?
4. Где предлог, а где приставка? (письменно):
*(в) летел (в) окно; (на) пенёк (на) скочил; (во) шёл (в) калитку; (в) дом (в) бежал; (в) трамвай (во) шёл; (на) память (на) писать; (на) руке (на) мазать; (на) ветку (на) ступил; (на) жал (на) кнопку; (в) пустил (в) класс; (на) писал (на) доске; (на) рисовал (в) альбоме; (с) пустился (с) горы; (с) вернул (с) пути.
5. Исправь ошибки (письменно):
*положил на карман; пришли в школу; стоит в мосту; зашёл от магазин; лежат на ящике; растут в дубе; живёт на дупле; спит на гнезде.
6. Отгадай ребусы. Найди, где предлог превратился в часть слова?
7. Исправь ошибки (письменно). Назови предлог и приставку.
*а) Комар улетел на комнату. Дочка заставила чашки под стол. Крокодил подплыл с озера. Собака повела мальчика из леса. Поезд наехал до остановки.
*б) Мама сдочками по шла гулять. Шапка с летела с головы. Кошка спрыгнула скрыши. Мячик с катился соступеньки. Сова с летела светки.
8. Восстанови предложения по схемам (устно). Назови предлоги и слова с приставками, которые ты подобрал.
9. Впиши предлог и приставку (письменно). Скажи, как пишутся предлоги со словами, как пишутся приставки?
*Петя □ бежал □ комнату. Дети □ брали □ корзину много грибов. Птицы □ летели □ кормушке. Мама □ ставила цветы □ вазу. Ласточка □ летела □ гнезду. Саша □ ложила книгу □ полку. Дети □ шли □ класса. □ причала □ ходит лодка. Ключи □ шкафа □ терялись.
При правильном выполнении задания учитель-логопед в билете ставит 5 баллов, при выполнении задания с помощью – 4 балла.
«Звери и птицы поели, они хотят отдохнуть. А вот их детёныши хотят порезвиться. Как называются детёныши волка и волчицы? тигра и тигрицы? лиса и лисицы? орла и орлицы? Расположите их на территории зоопарка. Составьте предложения, небольшие рассказы по картинке, употребляя названия животных, птиц, детёнышей. В своих предложениях назовите слова с предлогами и слова с приставками».
При правильном выполнении задания учитель-логопед в билете ставит 5 баллов, при выполнении задания с помощью – 4 балла.
«Вот и наступил вечер. Звери, птицы легли спать. Нам пора домой. Давайте вспомним, ребята, как прошло ваше путешествие по зоопарку? (составить небольшой рассказ с опорой на этапы игры). Какие задания вы выполняли? Что такое приставка? Что такое предлог? Как пишутся приставки со словами? Как пишутся предлоги со словами? Чем приставка отличается от предлога?»
Рефлексия: подведение итогов игры, подсчёт количества баллов, определение победителя.

Приложение (карточки с заданиями):

Преврати словосочетание с приставкой
в словосочетание с предлогом (устно):
настенные часы – ___________________________________
предрассветный час – ________________________________
подводные жители – _________________________________
настольная лампа – __________________________________
__________________________________________________________________________

Преврати словосочетание с предлогом
в словосочетание с приставкой (устно):
переход под землёй – ________________________________
камни под водой – ___________________________________
календарь на столе – _________________________________
плата за работу – ____________________________________
повязка на рукаве – __________________________________
__________________________________________________

Где предлог, а где приставка? (письменно):
в летел в окно; на пенёк на скочил; во шёл в калитку; в дом в бежал; в трамвай во шёл; на память на писать; на руке на мазать; на ветку на ступил; на жал на кнопку; в пустил в класс; на писал на доске; на рисовал в альбоме; с пустился с горы; с вернул с пути.
__________________________________________________


Исправь ошибки (письменно):
положил на карман; пришли в школу; стоит в мосту; зашёл от магазин; лежат на ящике; растут в дубе; живёт на дупле; спит на гнезде.
___________________________________________________

Исправь ошибки (письменно). Назови предлог и приставку.
Комар улетел на комнату. Дочка заставила чашки под стол.
Крокодил подплыл с озера. Собака повела мальчика из леса. Поезд наехал до остановки.
___________________________________________________

Исправь ошибки (письменно). Назови предлог и приставку.
Мама сдочками по шла гулять. Шапка с летела с головы. Кошка спрыгнула скрыши. Мячик с катился соступеньки. Сова с летела светки.
___________________________________________________

Впиши предлог и приставку. Скажи, как пишутся предлоги со словами, как пишутся приставки?
Петя □ бежал □ комнату. Дети □ брали □ корзину много грибов. Птицы □ летели □ кормушке. Мама □ ставила цветы □ вазу. Ласточка □ летела □ гнезду. Саша □ ложила книгу □ полку. Дети □ шли □ класса. □ причала □ ходит лодка. Ключи □ шкафа □ терялись.
Скажи, где находятся звери, употребляя предлоги. Поменяй местами животных. А где теперь они находятся?

___________________________________________________

Отгадай ребусы. Найди, где предлог превратился в часть слова?

ИЗ " (картинка «шуба»); ИЗ Р (картинка «гриб»); ПО (картинка «лейка») ЙКА + ТЕЛ

___________________________________________________

Восстанови предложения по схемам (устно). Назови предлоги и слова приставками, которые ты подобрал.

а) на

б) Над

в) на

г) над

Методическая литература:

1. Аксёнова, А.К., Якубовская, Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 1991. – 70 с.
2. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей/ В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.
3. Лопухина, И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи/ И.С.Лопухина. – М.: Аквариум, 1995. – 305 с.
4. Мазанова, Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №3/ Е.В.Мазанова. – М.: ООО «Аквариум Бук», 2004. - 56 с.
5. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя/ А.И.Максаков, Г.А.Тумакова. – М.: Просвещение, 1979. – 78 с.
6. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей/ Л.Г.Милостивенко. – СПб.: Стройлеспечать, 1995. – 45 с.
7. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И.Н.Садовникова. – М.: Владос, 1995. – 237 с.
8. Селивёрстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И.Селивёрстов. – М.: Просвещение, 1994. – 157 с.
9. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ Г.С.Швайко. – М.: Просвещение, 1983. – 60 с.
10. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений/ А.В.Ястребова. - М.: АРКТИ, 2000. - 120 с.
Категория: Методические разработки | Добавил: natashaisonova (21.11.2011)
Просмотров: 4333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024