Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 02.05.2024, 03:16


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Дидактический материал по развитию речи дошкольников на подготовительных занятиях в "Школе будущих первоклассников"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»
ИМЕНИ А.М.МАМОНОВА

МАТЕРИАЛ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
В «ШКОЛЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Учитель-логопед Исонова Наталия Валериевна

Старый Оскол
1. Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова

*Игра «Звуки громко пропоём мы с мячом моим вдвоём»

Учитель предлагает детям повторить ряд гласных, согласных звуков; слогов (с мячом)
а) а-а-а, о-о-о, у-у-у…
б) а-а-о, у-у-ы, и-у-у…
в) а-о-а, у-и-у, т-п-т…
г) а-и-о, у-ы-а, с-м-ч…
д) с-ш-с, ч-ц-ч, р-л-р…
е) ам-ам-ам, ор-ор-ор, ут-ут-ут…
ж) ас-ас-ос, ул-ул-ын, ик-ук-ук…
з) ац-оц-ац, уш-ум-уш, то-по-то…
и) ар-ир-ор, ум-им-ам, си-ми-чи…
к) со-шо-со, ча-ца-ча, ру-лу-ру…

*Задание «Повторить только те слова, которые начинаются со звука «а» («о», «р» и т.д.) или которые содержат звук «т» («с», «ы» и т.д.)

1. Учитель: аист, Оля, Аня
Ребёнок: аист, Аня
2. Учитель: Петя, игра, сок
Ребёнок: Петя

*Задание «Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука или слога»

а) без обобщения
б) с обобщением (на определённую тему)

*Игра «Звуковая цепочка»

Учитель: Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего.
Например: весна-автобус-слон…

*Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Учитель говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую:
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.
Вариант 2. Учитель бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «сы» или «ши», «со» или «шо». Ребёнок заканчивает слово.
Например: ша- шары
са- санки
шо- шорох
со- сорока

*Игра «Мяч поймай – слово составляй»

Учитель бросает каждому ребёнку мяч, называя звуки задуманного слова, а дети образуют слова
Например, М, А, К – МАК.

*Задание «Что изменилось?»

Учитель произносит пары слов, а дети говорят, что изменилось.
Например: дом-дым, мышка-мишка, корка-горка, сон-слон, жаль-шаль, мех-смех, рад-ряд, угол-уголь, тук-так, тук-стук, ветер-вечер.

*Задание «Какой звук чаще всего слышишь?»

Учитель произносит чистоговорку, а ребёнок называет тот звук, который он чаще всего слышит в ней.
*У Сени и Сани в сетях сом с усами.
*Зойкиного зайку зовут Зазнайка.
*Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
*Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
*Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
*Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
*Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
*Скажи потише: «Шесть мышат», - и сразу мыши зашуршат.
*Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
*Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
*Во дворе горка, под горой норка.
*На дворе трава, на траве дрова.

*Задание «Чистоговорки, скороговорки, приговорки»

Учитель просит детей повторить чистоговорки, скороговорки, приговорки: быстро, чётко, громко, выразительно
*По семеро в сани уселись сами.
*Шишки на сосне, шашки на столе.
*Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
*На берёзе галка, на берегу галька.
*Дятел дуб долбил да не додолбил.
*Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
*Три сороки тараторки тараторили на горке.

2. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса

*Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д.
Вариант 1.
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.
Вариант 2.
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.

*Игра «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, учитель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч учителю, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа №1 Группа №2 Группа №3
у тигра - тигрёнок у медведя - медвежонок у коровы - телёнок
у льва - львёнок у верблюда - верблюжонок у лошади - жеребёнок
у слона - слонёнок у волка - волчонок у свиньи - поросёнок
у оленя - оленёнок у зайца - зайчонок у овцы - ягнёнок
у лося - лосёнок у кролика - крольчонок у курицы - цыплёнок
у лисы - лисёнок у белки - бельчонок у собаки – щенок

*Игра «Кто как разговаривает»

Учитель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.

Учитель: Дети:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает и т.д.

*Игра «Чей домик?»

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, учитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Учитель:
Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?

*Игра «Кто как передвигается?»

Учитель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить.
Учитель: Дети:
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают Рыбы, дельфины, киты…
Ползают Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д.

*Игра «Кто, чем занимается?»

Бросая мяч ребёнку, учитель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Учитель - ученик: строитель - строит, повар - варит, носильщик - носит, рабочий - работает, художник - рисует, фотограф - фотографирует, продавец - продаёт, охотник - охотится, парикмахер - стрижёт, маляр - красит, врач - лечит, учитель - учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т.д.

*Игра «Горячий – холодный»

Учитель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Можно предложить детям составлять предложения со словами.

*Игра «Лови и бросай, да цвета называй»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Работа проводится с основными цветами и их оттенками.

Учитель: Дети:
Красный мак, огонь, флаг…
Оранжевый апельсин, морковь…
Жёлтый солнце, репа…
Зелёный огурец, трава, лес…
Голубой небо, незабудки…
Синий море, колокольчик…
Фиолетовый слива, сирень…

*Игра «Что бывает круглым?»

Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить.
Учитель:
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
7. Что бывает сладким?
8. Что бывает шерстяным?
9. Что бывает колючим?
10. Что бывает острым?
11. Что бывает лёгким?
12. Что бывает глубоким?

*Игра «Кто кем был?»

Учитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, хлеб – мукой, шкаф – доской, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым и т.д.

*Задание: назвать части предметов (по картинкам), части тела и лица человека.

*Задание: подобрать родственные слова (по картинкам)
Например, ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ

*Задание: подобрать прилагательные к существительным (как можно больше)
Например, яблоко (какое?) – спелое, сладкое, красное, грязное, чистое, вкусное, ароматное, гнилое, червивое, сочное, аппетитное и т.д.

3. Развитие грамматического строя речи

*Игра «Скажи ласково»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло, креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, усы – усики.

*Игра «Один - много», «Много – один»

Учитель, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы.
Дом – дома Пеналы - пенал
Книга – книги Листья - лист
Дерево – деревья Торты - торт
Стол – столы Ёлки - ёлка
Стул – стулья Псы - пёс
Окно – окна Оконца - оконце
Сильный - сильные Деревца - деревцо
Телефон – телефоны Идут – идёт

*Игра «Составь слово из двух»

Учитель бросает мяч ребёнку и называет два слова, из которых он составляет одно слово.
Голубые глаза - голубоглазый
Серые глаза - сероглазый
Хлеб режет – хлеборезка
Яйца режет - яйцерезка
Сок выжимает - соковыжималка
Мясо рубит - мясорубка
Пыль сосёт - пылесос
Сам летит - самолёт
Вертит и летит - вертолёт
Дикий образ - дикобраз
Броню несёт – броненосец
Утиный нос – утконос
Гвозди дерёт – гвоздодёр

*Игра «Добавь слово»
Учитель бросает мяч ребёнку и просит его добавить слово в предложение, поставив его в соответствии с родительным, дательным, винительным, творительным, предложным падежом.
Наташа рисует зелёным (карандаш).
Белка прыгает по веткам (деревья).
Лодка плывёт по (река).
Около школы Витя увидел (Аня).
Ира сочинила сказку о (лисичка).

*Игра «Составь предложение»

Вариант 1.
Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Девочка играть». Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов: «Девочка играет» и бросает мяч обратно учителю.
Вариант 2.
Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произносит отдельные слова, а ребёнок, поймав мяч, составляет предложение
Например, «ЛЕСУ, ЛИСЫ, ВОЛКИ, И, В – В лесу волки и лисы»
Вариант 3.
Учитель бросает мяч и говорит начало предложения, а ребёнок добавляет слово (несколько слов)
Например, Катя идёт в …. У клоуна …, … парик.

*Игра «Подбери слово противоположное по смыслу»
Учитель, бросая мяч, просит назвать слово противоположное по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
Например, день – ночь, громко смеётся – тихо плачет, легко – тяжело, чёрное платье– белое платье и т.п.

*Игра «Подбери слово близкое по значению»

Учитель, бросая мяч, просит назвать слово близкое по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
Жара – зной – духота, храбрый – смелый – отважный, ребёнок спешит – малыш торопится – чадо ускоряется, радостно – весело и т.п.

4. Развитие связной речи

*Задание: составь словосочетание из данных слов
Учитель называет слова, а ребёнок составляет словосочетание
Например, ШАРФ КРАСНЫЙ – КРАСНЫЙ ШАРФ, ГНЕЗДО ВЬЁТ – ВЬЁТ ГНЕЗДО, ПОЛЯНКЕ БОЛЬШОЙ НА – НА БОЛЬШОЙ ПОЛЯНКЕ

*Задание: составь словосочетание по картинке с помощью вопросов КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? и т.п.

*Задание: составь словосочетание по картинке самостоятельно

*Задание: составь предложение по картинке с помощью вопросов

*Задание: составь предложение по картинке самостоятельно

*Задание: составь рассказ по серии картин с помощью вопросов

*Задание: составь рассказ по серии картин самостоятельно

*Задание: составь рассказ по началу

*Задание: составь рассказ по картинке с помощью вопросов

*Задание: составь рассказ по картинке самостоятельно

Методическая литература:

1. Аксёнова, А.К., Якубовская, Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 1991. – 70с.
2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер. – М.: Просвещение, 1989. – 140 с.
3. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей/ В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1994. – 256с.
4. Воробьёва, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь/ Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук. – СПб.: Дельта, 2001. – 76с.
5. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/ Ю.Г.Илларионова. – М.: Просвещение, 1976. – 180с.
6. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду/ Э.П.Короткова. – М.: Просвещение, 1978. – 94с.
7. Лопухина, И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи/ И.С.Лопухина. – М.: Аквариум, 1995. – 305с.
8. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей/ Л.Г.Милостивенко. – СПб.: Стройлеспечать, 1995. – 45с.
9. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей 2/ Н.В.Новоторцева. – Ярославль.: Академия развития, 1997. – 135с.
10.Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи/ Г.С.Швайко. – М.: Просвещение, 1983. – 60с.
11. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений/ А.В.Ястребова. - М.: АРКТИ, 2000. - 120с.

Категория: Методические разработки | Добавил: natashaisonova (02.12.2010)
Просмотров: 28584 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 Sonya  
0
отличный и очень актуальный материал. Такой материал, да еще бы в виде карточек или запакованный в файлы выложить, чтобы можно было скачивать с сайта!

2 мамащныпиазшфыгрвазнып  
0
sad surprised surprised surprised surprised surprised cry cry cry cry cry wacko wacko wacko wacko wacko cry cry cry cry cry cry cry cry cry cry cry cry cry

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024