Дифференциация б - п в словах, словосочетаниях и предложениях
Толстопятых Людмила Егоровна, учитель начальных классов МАОУ «СПШ №33»
Тема: Дифференциация б - п в словах, словосочетаниях и предложениях.
Цели и задачи: упражнять в различении б - п по артикуляторным и акустическим признакам в устной и письменной речи на базе слов, словосочетаний и предложений; учить давать сравнительную характеристику изучаемых звуков; учить соотносить звук с буквой; развивать навыки фонематического анализа и синтеза; совершенствовать навык самоконтроля; развивать слуховое и зрительное вни¬мание, развивать логическое мышление; уточнение и активизация словаря. Оборудование: картинка Буратино, картинки (пенал, пальто, палатка, белка, бусы, бабочка), разрезные карточки (пряжка, букварь, колпак, пуговица, полено, башмаки), буквы б – п с недостающими элементами, сказочный герой Буратино, мяч, дидактический материал. Ход занятия: I. Оргмомент - Сегодня к нам на занятие пришли гости. Повернитесь к ними поприветствуйте (кивком головы). - Сядет тот, кто назовет картинку, лежащую на парте. Картинки: пенал, пальто, палатка, белка, бусы, бабочка. II. Основная часть 1. Актуализация имеющихся знаний. - О каких звуках мы говорили на прошлом занятии? - Какие это звуки гласные или согласные? - Произнесите звуки Б, П. - С помощью руки определите, какой звук звонкий, а какой глухой? - Чем отличаются звуки Б-П? - Чем они похожи звуки Б-П? П - согласный, твердый, глухой, для обозначения на письме нужен синий кружок. П' - согласный, мягкий, глухой, для обозначения на письме нужен зеленый кружок. Б — согласный, твердый, звонкий, для обозначения на письме нужен синий кружок. Б' - согласный, мягкий, звонкий, для обозначения на письме нужен зеленый кружок. - Какой буквой на письме обозначаются звуки Б – Б*? - Какой буквой на письме обозначаются звуки П – П*?
- У вас на столе лежат карточки, на которых написаны дежурные буквы. Некоторых элементов не хватает. Подумайте и допишите их. 2. Сообщение темы и цели занятия и записать ее на доске. - Тема занятия: «Различай Б-П». - Мы будем учиться различать б-п в словах, словосочетаниях и предложениях. - Откройте тетради и запишите число и тему занятия. 3. Развитие логического мышле¬ния. - Послушайте загадку и отгадайте. Это что за очень странный Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино)
- К нам в гости пришел Буратино. - Героем какой сказки является Буратино? - Кто написал эту сказку? 2. Развитии зрительного внимания и конструктивного праксиса.
- Составьте из частей картинки. - Какие предметы у вас получились? - Назовите каждый своё слово и дежурный звук в слове.
Картинки: башмаки, букварь, пуговицы, пряжка, полено, колпак. Словарная работа: полено. –Что означает слово полено? (кусок распиленного и расколотого бревна) - Кому принадлежат эти предметы? - Почему полено мы отнесли к Буратино?
5. Дифференииаиия звуков занятия на уровне слова. - Буратино очень хотел попасть на представление в театр. Он туда обязательно попадет, если мы выполним правильно задание. - Найдите на файлах задание 1. Прочитайте задание. Вставьте пропущенные буквы Б-П и прочитайте слова (буквы вставляются на файлах фломастером). Определите, какие слова себе выберет Буратино, а какие слова достанутся Пьеро? Почему? Запишите слова в разные столбики.
_ умага _ улка _ ила _ а _ ушка _ олка _ арк _ рови _ очка - Прочитайте слова, которые выбрал себе Буратино. - Прочитайте слова, которые выбрал себе Пьеро. 6. Динамическая пауза. Игра с мячом «Один-много» (под музыкальное сопровождение). - Буратино очень любит играть, он и вам предлагает поиграть. - Я называю один предмет, а вы много: зуб, суп, хлеб, краб, боб, голубь, столб, дуб, клуб, лоб. 7. Работа по согласованию слов в словосочетаниях. - Когда Буратино продал свой букварь, он получил 5 золотых монет. Но лиса Алиса и кот Базилио хотели их забрать. Смягчите сердца лисы Алисы и кота Базилио - помогите Буратино спасти свои монеты. -Найдите задание 2. Вставить пропущенные буквы Б, П и составить словосочетания, соединив слова из правого столбика со словами из левого столбика. - Запишите словосочетания (запись на доске) и подчеркните в них дежурные буквы. ЗА__АВНАЯ __АСТА С__ЕЛЫЕ __ЯТНО __ЕЛОЕ __УКЕТ __УМАЖНЫЙ __ИРОГИ __ЕСЕНКА __АКЕТ ЗУ__НАЯ __ЕСЕНКА __ОЛЕВОЙ Я__ЛОКИ
8. Работа над предложением с дифференцируемыми звуками. - Когда Буратино получил золотой ключик, то его стал преследовать Карабас Барабас. Мы поможем, Буратино убежать от Карабаса Барабаса, если выполним правильно задание. - Вставьте в предложения слова с буквами Б, П, подходящими по смыслу. На крыше воркуют *** голуби. Рыболов поймал *** рыбу. На дереве сидит *** дятел. Мама сварила *** суп. Овощи и фрукты *** продукты. - Вы справились с заданием и Карабасу Барабасу не удалось забрать у Буратино золотой ключик. Он с друзьями открыл им потайную дверь. Я тоже за хорошую работу дам вам по золотому ключику. Пусть этот ключик послужит вам ключом к новым знаниям. III. Итог занятия - Над какими звуками работали. - Чем отличаются эти звуки? - Чем похожи? - Пароль на выход. - Придумайте слово с звонким согласным звуком. - придумайте слово с глухим согласным звуком.