Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Среда, 01.05.2024, 17:19


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Исходя из этого, основной задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, которые решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году).
К двум годам произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов.
К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов.
К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов.
К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.
Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи. А фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звуко¬комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Дети старшего возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться, интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т.п. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.
Возрастные нормы развития фонематического слуха.
В настоящее время существует пять этапов развития фонематического слуха и фонематического внимания, которые проходит ребенок в овладении речью.
Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.
На втором году жизни – фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует.
Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни - фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году – формируется звуковой анализ, т. е. умение определять последовательность и количество звуков в слове.
В связи с тем что дети поступают в детский сад в разном возрасте и неодинаково усваивают все разделы звуковой культуры речи, работа по ее формированию должна продолжаться и в старших группах. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5—6 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление. На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих (ш — с, ж — з, ч — ц, щ — съ), звонких и глухих (в — ф, з — с, ж — ш, б — п, д — т, г — к), звуков л и р, твердых и мягких (д — дъ, л — ль и др.). При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар ввуков, также нередко смешиваемых детьми, например: ч—тъ, с—ц и пр.
Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Например, в процессе работы над звуками с и ш нужно подводить детей к сопоставлению этих звуков, выделяя их основные акустические и артикуляционные признаки: холодный воздух выходит из насоса и свистит ссс... — когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; теплый воздух выходит из лопнувшей шины и шипит шшш... — когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы.
Систематическая работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному языку.
Категория: Методические разработки | Добавил: Diana (31.08.2021)
Просмотров: 105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024