Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Пятница, 26.04.2024, 19:40


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Формирование навыков языкового анализа и синтеза у первоклассников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

Обучение грамоте – I этап, с которого начинается школьная жизнь ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы такое начало было успешным.

   Мы с вами, уважаемые коллеги, работаем с детьми, имеющими непроизвольную память и внимание, т.е., они практически не умеют управлять ими; имеют наглядно-образное мышление (а, случается, и наглядно-действенное). Эти особенности познавательной деятельности в совокупности с низкой работоспособностью и мотивацией учебной деятельности, характерными для большинства младших школьников с нарушениями речи, требуют особого внимания специалистов с первого дня обучения.

   Свою коррекционную работу я строю следующим образом:

  1. Формируем навыки языкового анализа и синтеза на уровне предложения. Учимся членить предложения на слова, определять их количество, последовательность. Составляем предложения по сюжетным картинкам, вопросам, схемам, опорным словам, заданному числу слов. Здесь часто использую «живую» модель предложения, т.е. предлагаю детям выполнять роль слов. Меняясь местами и «читая» предложение по-разному, дети выбирают оптимальный по звучанию вариант, практически усваивают сложную для них языковую категорию: слова – значимые речевые единицы, «кирпичики», из которых строится предложение – законченное высказывание. Добавляя слова разных частей речи по вопросам или с опорой на картинки, учащиеся приходят к понятию о том, что чем больше слов, тем понятней и интересней предложение. На этом этапе работы использую приём составления схем предложений, в которых слова обозначаются полосками разной длины. Методика работы:
  • Послушайте и повторите предложение.
  • Повторите предложение, делая паузы между словами, на каждое слово выкладывайте полоску нужной длины (длинную, если слово звучит долго или короткую). Здесь целесообразно использовать для первого слова полоску с вертикальной чертой в начале. Это поможет ребёнку запомнить, что первое слово предложения пишется с заглавной буквы.
  • Посчитайте слова в предложении.
  • Назовите 1-е слово, 2-е и т.д
  • Детям очень нравится игра «Верни словечко». Сообщаю, что сейчас одно из слов исчезнет, забираю полоску (на выбор) и обещаю вернуть, если ребёнок назовёт слово. Игра развивает слуховую память, внимание, тренирует в делении предложения на слова. Мои ученики с удовольствием играют по парам, проверяя друг друга.

Ограничивать детей в количестве слов стоит только на самых первых порах работы. Далее это нецелесообразно, поскольку лишает учащихся возможности использовать разные части речи.

  1. Следующий этап – обучение звуковому анализу и синтезу. Сформированность этих навыков – основа грамотного письма. Однако, для детей с незрелостью мозговых структур, отвечающих за чтение и письмо, это сложнейшая задача, с которой они не могут справиться без квалифицированной помощи.

   Здесь я успешно использую известную методику Д.Б. Эльконина, который важное значение придавал фонемному анализу. Определённые трудности у младших школьников с речевой патологией вызывает интонационное выделение звука в слове, как и выделение согласного в начале слова. Дети часто присоединяют к нему следующих гласный: «в слове    дом  1-й звук до». В этом случае я также использую игру «Живые модели», и ребёнку становится понятно, что он выполняет роль того или иного звука. Для учащихся с речевыми недостатками очень важна предметная деятельность, в ходе которой он осваивает навык звукового анализа слов. Это может быть

  • указание места звука в слове (начало, середина, конец слова) с помощью полоски, разделённой на три части и фишки;
  • выкладывание звуковой схемы из цветных кружков (гласный звук – красный кружок, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный);
  • подбор картинки к звуковой схеме;
  • нахождение ошибки в составлении звуковой схемы;

  Предметная деятельность помогает детям понять, что звуки в слове можно переставить, заменить, убрать, и от этого слово изменится: или станет непонятным, или превратится в другое слово. Построение моделей слова даёт возможность формировать важнейшие компоненты учебной деятельности: контроль и самоконтроль в ходе и после выполнения учебных действий. Понятно, что звуковой анализ и синтез проводится сначала на материале односложных слов без стечения согласных, затем берутся слова из двух прямых слогов и т.д. Использую дидактические игры:

  1. «Поймай словечко» -  Р,У,К,А – РУКА. Педагог выступает в роли ведущего, затем эту роль могут исполнять дети.
  2. «Телеграмма» – учащийся получает картинку, которую не видят другие дети. Его задача передать слово-название по звукам, соблюдая их последовательность, чтобы другие поняли слово
  3. Составить слово по первым (последним звукам названий картинок)
  4. «Звук потерялся»: называем слово без первого звука, предупредив, какой звук потерялся (или предлагаем пару звуков или не называем его). Например, _ыба, _учка, _очка, _ужа.
  5. «Печатная машинка». Называем слово, которое нужно коллективно «напечатать». Учащиеся выполняют роль клавиш печатной машинки. Каждый становится 1-й, 2-й и т.д. буквой, хлопая в ладоши и называя себя в свою очередь.
  6. «Звуковые цепочки»: называем слова по очереди, каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего.
  7. «Кто больше?» – называем слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова;
  8. «4-й лишний» – найти лишнее слово, не содержащее звука, который встречается во всех других словах (по картинкам и на слух)

  Первоклассникам интересны также настольные игры: звуковое лото, домино и другие, несомненное достоинство которых в том, что они учат детей соблюдать определённые правила, оценивать действия друг друга.

  При переходе к работе с гласными буквами я также отдаю предпочтение методикам Д.Б. Эльконина и В.В. Репкина, где дети знакомятся сразу со всеми гласными, причём вводятся они парами (а-я, о-ё, у-ю и т.д.), закрепляя таким образом знания о твёрдых и мягких согласных. В звуковой модели слова гласные звуки постепенно заменяются буквами, и дети наглядно это видят. Сразу же необходимо дать учащимся понятие о слогообразующей роли гласной, начать отрабатывать навыки слогового анализа и синтеза. В этом мне помогают дидактические игры:

  1. «Конструктор»: учащимся предлагаются слоги,  из которых нужно составить как можно больше слов. За каждое слово ученик получает фишку. Выигрывает ученик, набравший больше всех фишек;
  1. «Доскажи словечко» – придумать слово по первому слогу и сосчитать число слогов в нём;
  2. «Паровозик» – распределить картинки в соответствующие вагончики паровозика по числу слогов; аналогичный вариант – расселить картинки в три домика, № домика соответствует числу слогов в названиях картинок;
  3. «Продолжи цепочку» – последний слог слова является началом следующего. Сначала предлагаем готовые варианты слов на карточках, просим восстановить последовательность, затем дети учатся составлять цепочки самостоятельно, записывая их;
  4. «Подбери словечко» – 1 вариант: назови слово в котором столько слогов, сколько раз я хлопну в ладоши; 2 вариант: назови слово (выбери картинку) в названии которого столько же слов, сколько в моём;
  5. Составить слово по первым (последним, средним) слогам названий картинок: газета, радио, жираф – гаражи;
  6. Получить новые слова перестановкой слогов: банка – кабан, мышка – камыш, весна – навес, сосна – насос и др.

  Очень важно дать ребёнку с общим недоразвитием речи понятие о слоге как о речевой единице – строительном материале для слов. Для этого использую приём «понятно-непонятно». Послушайте слоги. Когда вам будет понятно, о чём я скажу (можно представить предмет, нарисовать картинку), хлопните в ладоши: соп, сон, сок, соф, сор. Как только появляется смысл, слог становится словом.

  При знакомстве с согласными буквами использую пособие «окошечки» – две двигающиеся полоски с гласными и согласными. Двигая полоски таким образом, чтобы получился заданный слог или соединяя гласную последовательно с согласными (согласную с разными гласными), учащиеся осваивают способы чтения слогов, наглядно видят, как изменение состава слога влияет на его звучание. Следует отметить, что у первоклассников с речевыми недостатками мыслительные и речевые операции намного быстрее и успешнее формируются в игровой предметной деятельности, что и определяет мой выбор игр, игровых дидактических заданий и упражнений.

   Присутствие игры на логопедических занятиях необходимо, но когда оно является методом обучения, а не средством развлечения уставших детей. Поэтому каждый педагог разрабатывает свою систему постепенно усложняющихся дидактических игр, в которой последовательно закрепляются все знания, полученные детьми. Такая система работы позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, опираться на зону ближайшего развития, а также развивает один из важнейших компонентов учебной деятельности – учебно-познавательную мотивацию.

   Система занятий, построенная таким образом, даёт возможность к концу первого года обучения сформировать у первоклассников с речевыми недостатками понятие об основных речевых единицах – «звуке, букве, слоге, слове, предложении» и предотвратить такие ошибки чтения и письма как пропуски, перестановки и персеверации  (повторения) букв и слогов; слитное написание самостоятельных слов, разрыв слов (неумение членить предложения на слова), контаминации (смешение элементов слов), перестановки, пропуски значимых слов в предложениях, нарушение или отсутствие границ предложения.

 

Категория: Методические разработки | Добавил: Sonya (17.03.2016)
Просмотров: 1501 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024