Исонова Н.В., учитель-логопед МБОУ "СОШ №14" имени А.М.Мамонова. Образец заполнения речевой карты на ученика 1 класса с ОНР.
Дата зачисления на логопедический пункт xx.xx.xxxx
РЕЧЕВАЯ КАРТА на младшего школьника с ОНР
Фамилия, имя Иванов Иван Дата рождения xx.xx.xxxx Класс 1 «X» Домашний адрес город…………, улица ………, дом … Сведения о родителях мать Иванова Мария Ивановна, 35 лет, домохозяйка Анамнез: первые слова в 2 года предложения в 3 года зрение без патологии слух без патологии Речевая среда и социальные условия речевое окружение благополучное: билингвизма в семье нет, у членов семьи дефектов произношения не наблюдается. Заключение психоневролога здоров (по данным медицинской карты) Обращались ли ранее к логопеду, результаты к логопеду до школы не обращались Интонационно – мелодическая сторона речи нарушена: речь невыразительная, наблюдаются затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения темп медленный голос маломодулированный тембр хриплый ритм в самостоятельной речи присутствуют слова с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом дыхание без особенностей Состояние артикуляционного аппарата: губы толстые, малоподвижные зубы крупные прикус нормальный язык широкий, мясистый нёбо твёрдое и мягкое нёбо без патологических особенностей (расщелин нет), подвижность артикуляционного аппарата в целом малоподвижный, наблюдается гипотонус мышц языка и губ в состоянии покоя и при двигательных нагрузках; объём движений низкий, переключаемость слабая; усилена саливация при двигательных нагрузках Состояние общей и мелкой моторики, ведущая рука общая моторика неловкая, мелкая моторика недостаточно развита, ведущая рука - правая Состояние произношения звуков: отсутствует звук «л», «р-рь» в самостоятельной речи (устойчивый характер нарушения) Сформированность фонематических процессов недостаточно сформированы: смешивает согласные звуки «с-з, т-д, в-ф, п-б, д-т» по звонкости-глухости (устойчивый характер смешения) Повтори слова: коса-коза коса-коса том-дом том-том миска-мишка миска-миска бочка-почка почка-почка сова-софа сова-сова Анализ звукового состава слова: Выделение первого гласного звука в слове: утка, Оля, Ира, Аня, город, банка «У», «И», «А», «ГО», «БА» Выделение последнего звука в слове: пух, луна, руки «П», «Н», «К» Придумай слово с заданным звуком: ж, с, ч «жук», «оса», «цветок» Звуковой синтез: д, о, м; у, т, к, а; р, у, к, а «дом», «утка», «рука» Звуковой анализ: мак м, а, к муха м, х стол с, о, т Произношение слов сложной слоговой структуры проговаривает, усвоил трёхсложные слова со стечением согласных на границе слогов, упрощает стечения согласных в многосложных словах Крокодил крокодил велосипед велосипед милиционер милицанер аквариум аквариум Слухоречевая память: Повтори предложение: На ёлке зажглись разноцветные лампочки На ёлке зажлись лампы. Состояние словаря ограничен бытовой лексикой, преимущественно употребляет существительные и глаголы, пассивный словарь с трудом активизируется: смешивает слова, близкие по звуковому сходству и по ситуативному сходству, наблюдается малое количество бытовых обобщающих понятий и их смешение («животные» = «птицы», «овощи» = «фрукты»), не использует слова в переносном значении и не улавливает их смысл Предметный словарь: Объясни значение слов холодильник, пылесос, трамвай «ХОЛОДИЛЬНИК» - «Там еда лежит, кефир и мясо»; «ПЫЛЕСОС» - «Он пылесосит всё в доме»; «ТРАМВАЙ» - «Трамвай большой и ездит» Называние частей предметов (у машины, у дерева) «У машины – колесо, двери, крыша, огоньки»; «У дерева – листочки, ветки, большие эти ветки» Словарь признаков: подбор прилагательных к существительным: лимон (какой?) круглый, хороший лиса (какая?) жёлтая платье (какое?) девочкино Подбор антонимов: высокий - маленький весёлый - плачет длинный - маленький Образование прилагательных от существительных: ложка из дерева, ручка из пластмассы, мяч из резины «деревянная», «пласмассная», «резиновый» Глагольный словарь: Кто что делает? Учитель «учит» повар «кушать готовит» врач «уколы делает» Обследование грамматического строя речи в самостоятельной речи употребляет простые нераспространённые предложения, состоящие из 4-6 слов; наблюдаются отдельные аграмматизмы (нарушение употребления существительных в родительном падеже во множественном числе, согласование существительных с числительными, существительных с прилагательными в среднем роде); в предложениях часто нарушен порядок слов, наблюдаются пропуски предлогов в самостоятельной речи Употребление имён существительных единственного и множественного числа в разных падежах: чем режут хлеб? «ножом» кого боятся мыши? «кошку» Родительный падеж множественного числа имён существительных: Много (нет) чего? окно «окнов» стул «стулов» лампа «лампочки» Образование притяжательных прилагательных: Хвост чей? шерсть чья? «лисы», «лисы» Образование уменьшительно – ласкательных форм: ёлка «ёлочка»_ гриб «грибочек»_ Согласование прилагательных с существительными: (синее небо, синий шарф, синяя юбка) «синяя небо», «синий шарф», «синяя юбка» Согласование существительных с числительными: ухо «одно ухо», «два уши», «пять ух» Употребление предлогов употребляет простые предлоги «в, у, на», наблюдаются пропуски предлогов Связная речь составляет небольшой рассказ из 4-5 предложений по серии сюжетных картинок, а на заданную тему и рассказ-описание составить не может; при составлении рассказа требуется стимуляция в виде вопросов; рассказ соответствует теме, но не все предложения связаны между собой; наблюдается однообразная связь между предложениями. Запись ответа: Саша устал. Саша спит. Потом мама ушла. Он проснулся. Потом проснулся и плачет. Вот дождь на улице. Мама пришла и купила мяч.
Заключение учителя-логопеда: Общее недоразвитие речи (III уровень).
Дата выпуска _______________ Учитель-логопед ____________