МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЧУДО-СТОЛ» Цели: Развитие мелкой моторики; Развитие связной речи; Развитие лексико-грамматической стороны речи; Обогащение словаря; Развитие фонетико-фонематической стороны речи; Развитие психических процессов; Развитие сенсорно-перцептивной сферы; Формирование коммуникативных навыков; Гармонизация психоэмоционального состояния; Формирование умения сосредоточиться на решении определенной задачи. Пособие (или его элементы) могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях. Пособие представляет собой стол с подсветкой длиной 90 см, шириной 40 см, высотой 60 см с пятью съемными планшетами длиной 90 см и шириной 40 см. Столешница выполнена из матового оргстекла, окантована бортиком высотой 3 см и покрыта слоем белого песка. Для крепления планшетов используется чехол с липкой лентой по краям. При необходимости к пособию может крепиться веб-камера, которая позволяет выводить изображение на экран с помощью компьютера или мультимедийного проектора. Пособие позволяет проводить различные игры с песком (фото №1) . Детям предлагаются разные задания: написать букву, слова, «насыпать» слоговую схему или схему предложения, нарисовать что-либо и т.д. ИГРА «НАРИСУЙ И РАССКАЖИ» Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, зрительного внимания, памяти, воображения, умения работать в коллективе. Количество игроков – 2-4 человека. Правила игры: после предварительной работы (чтение художественной литературы, экскурсии, наблюдения и т.д.) детям предлагается коллективная работа – создать на песке картину на определенную тему, а затем составить по ней рассказ. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РАЗДЕЛИ НА СЛОГИ» Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие мелкой моторики рук. Детям предлагается нарисовать слоговую схему предложенных слов или нарисовать столько квадратиков, сколько слогов в предложенном слове. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАПИШИ БУКВУ, СЛОВО» Цель: закрепление правильного написания букв (профилактика дисграфии), слов, развитие мелкой моторики. Детям предлагаются задания: написать букву, преобразовать ее в другую, написать или «насыпать» слово и т.д. Данная технология способствует развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирует коммуникативные навыки, развивает мелкую моторику рук, гармонизирует психоэмоциональное состояние детей. ПЛАНШЕТ №1 (фото №2) представляет собой плоскость для настольного театра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Большое значение имеет театрализованная игра для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Перед тем, как играть в театр, необходимо прочитать сказку, затем установить декорации, отобрать фигурки действующих лиц сказки. В каждую сказку введена роль ведущего – взрослого, который рассказывает сказку и подсказывает маленьким артистам, что им нужно делать. Первый спектакль можно проиграть перед детьми взрослому, чтобы они увидели, как можно передвигать фигурки персонажей сказки. После этого детям предлагается выбрать какую-либо роль, и спектакль играется взрослым вместе с детьми. По ходу игры ребенок может начать импровизировать и изменить ход сказки. В этом случае следует поощрять его фантазию. Примерный репертуар театра – сказки «Баба-яга», «Терешечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». ПЛАНШЕТ №2 (фото №3) представляет собой «карманы», в которые вкладываются карточки. Данное пособие может использоваться в работе по развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, обучению грамоте, автоматизации звуков, зрительного внимания. Примерные игровые упражнения: ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Цель: развитие зрительного внимания и логического мышления. Количество игроков – 3 человека. Правила игры: дети по очереди называют лишний предмет в ряду и объясняют, почему он лишний. ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Цель: развитие навыка обобщения. Количество игроков – 3 человека. Правила игры: дети по очереди перечисляют и называют одним словом предметы данного ряда («Кошка, собака, корова, лошадь – это домашние животные»). ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО» Цель: развитие зрительного внимания. Количество игроков – 2-5 человек. Правила игры: логопед предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, затем отвернуться. Одна или две картинки убираются, а дети должны определить, чего не стало. (Как вариант игры – «Что новое появилось?» (добавление картинки)). ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ НУЖНОЕ СЛОВО» Цель: закрепление правильного употребления предлогов в речи. В первый «карман» вставляется картинка с изображением предмета, животного или человека, во второй - карточка с написанным словом, обозначающим действие, третий «карман» пустой, в четвертый вставляется карточка с изображением предмета. Например: слон перешагнул …… бревно. Дети должны подобрать карточку с подходящим по смыслу предлогом и вставить карточку в пустой карман. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ СЛОГОВ» Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и навыка послогового чтения. В «карманы» вставляются картинки с изображением предметов. Детям предлагается составить слово, обозначающее название картинки, из разрезных слогов и вставить их в карманы. Затем предлагается назвать количество слогов в словах, определить, какое слово самое длинное, а какое -самое короткое. Для детей, не умеющих читать, используются прямоугольники, обозначающие один слог. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРИДУМАЙ РАССКАЗ» Цель: формирование умения составлять рассказы по сериям сюжетных картин. В «карманы» вставляется серия сюжетных картинок (от двух до четырех). Ребенку предлагается составить рассказ. (Как вариант – самостоятельное раскладывание картинок в нужной последовательности и составление рассказа). ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ КАРТИНКИ» Цель: автоматизация звука в словах. В «карманы» вставляются картинки, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Ребенку предлагается назвать картинки, четко произнося автоматизируемый звук. ПЛАНШЕТ №3 (фото №4) выполнен из материала, имеющего шероховатую поверхность, и используется для развития мелкой моторики, связной речи, закрепления названий геометрических фигур и развитию конструктивных навыков. Детям предлагается набор геометрических фигур и образцы изображений, выполненные по краям планшета (как вариант – конструирование по собственному замыслу). Также детям предлагаются цветные ленточки и нитки, с помощью которых можно выкладывать различные контурные изображения (буквы, предметы и т.д.). ИГРА «МОЯ КАРТИНА» Цель: развитие связной речи, конструктивных навыков, мелкой моторики. Количество игроков – 1-2 человека. Правила игры: Ребенку предлагается создать картину из предложенных геометрических фигур и ленточек, а затем составить по ней рассказ. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ ВЕРЕВОЧКИ» Цель: развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии, закрепление навыка звукового анализа, обучение основам грамоты. Детям предлагается выложить контур букв, короткие слова. Также детям предлагается из веревочек трех цветов – красного, синего и зеленого – выложить буквы, обозначающие названный логопедом звук: гласный - из красной веревочки, твердый согласный – из синей, мягкий согласный – из зеленой веревочки. ПЛАНШЕТ №4 (фото №5) имеет в центре «карман» для картинок, сверху «кармана» - разноцветные квадраты, снизу - цифры от 1 до 5. Используется для развития умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСЧИТАЙ» Цель: закреплять навык правильного согласования существительного с числительным. В «карман» вставляется картинка с черно-белым изображением какого-либо предмета, детям предлагается назвать сначала указанное логопедом числительное, затем существительное. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ ?» Цель: закреплять навык правильного согласования существительного с прилагательным. В «карман» вставляется картинка с черно-белым изображением какого-либо предмета или предметов, детям предлагается назвать сначала цвет квадрата, указанного логопедом, затем существительное. (Как вариант – объединение двух упражнений в одно: детям предлагается назвать сначала числительное, затем прилагательное, затем существительное). ПЛАНШЕТ №5 представляет собой изображение четырех «дорожек» разной конфигурации. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУКОВЫЕ ДОРОЖКИ» Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания. Ребенку предлагается поставить пальчик на начало «дорожки» и «пробежать» по ней, одновременно произнося автоматизируемый звук. КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ О» Старшая группа компенсирующей направленности Цели: Коррекционно-обучающие: расширение и активизация словарного запаса, продолжать обучать звуко-слоговому анализу слов, формирование грамматического строя речи (согласование сущ-х с числ-ми, образование относительных прилагательных, употребление простых и сложных предлогов). Коррекционно-развивающие: развитие зрительного пространственного восприятия, внимания , творческой фантазии, развитие фонематического слуха и восприятия, правильного звукопроизношения, мелкой моторики, тактильной чувствительности («мануального интеллекта) , координации речи с движениями, связной речи. Коррекционно-воспитательные: воспитание самостоятельности, взаимоуважения и взаимодействия в коллективе. Оборудование: игрушка «светящийся шар», дидактическое пособие «Чудо-стол»(90х40х60см), чистый, просеянный песок, набор миниатюрных предметов, игрушек, домиков, овощей ,животных, картинки , панно «цветочная поляна», индивидуальные звуковые схемы, схемы предложений. Ход занятия: Организационный момент: Логопед: Раз, два, три ,четыре, пять- приглашаю всех играть! Дети встают в круг. Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра .Поможет вам в этом волшебный шар, который излучает добро. Дети передают «светящийся шар»по кругу со словами: «Доброе утро, Кира!», «Доброе утро ,Ваня!» и т.д.Затем шар возвращается к логопеду. Самомассаж лица. Логопед: Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы мне помогайте, движения за мной повторяйте.(Движения выполняются по ходу стихотворения) Ручки растираем И разогреваем И лицо теплом своим Мы умываем. Грабельки сгребают Все плохие мысли, Ушки растираем вверх И вниз мы быстро. Щечки разминаем , Чтобы надувались, Губки растираем, Чтобы улыбались. Основная часть: Логопед: В огромной , пустынной стране Лимпопо живёт одинокий прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки, зачахнет звук о там один от тоски! Что делать, ребята? Страну как найти? Как бедный звук о поскорее спасти? Давайте поможем звуку О найти друзей. Но чтобы нам попасть в страну Лимпопо необходимо выполнить задание . Игра «Цепочка слов» Теперь отправляемся в путешествие по пустыне. Кругом песок, нет растений , деревьев, людей , но что это там впереди? Появляются домик и фигурка дядюшки и тётушки. Ребята , в пустыне есть места, где живут люди, растут деревья и цветы, есть вода. Это место называется Оазис. Нас встречает дядюшка Осип и тётушка Оля. Повторите их имена. Какой звук слышится в их именах первым? Дети: Звук О. Логопед: Давайте поможем дядюшке Осипу и тётушке Оле сделать свой дворик уютным и красивым. Для этого нам нужно вырыть озеро, посадить деревья , разбить огород, добавить животных. Давайте вокруг дома сделаем цветущий луг. На нём будут расти много луговых цветов и летать бабочки. Игра «Бабочка» (дыхательное упр-е) Логопед выставляет цветочную поляну. Задача ребёнка -сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно ,чтобы она улетела на самый дальний цветок. Бабочка-красавица На ладошку села. Ветерок дунул- Она полетела. Летела-летела И на цветочек села. Дети обустраивают дворик, оречевляя свои действия , выделяя слова со звуком О.(Я буду делать забор -в слове забор есть звук О, я буду рыть озеро, сажать тополь и т.д.) Ну вот, теперь домик стоит на берегу озера. В озере водится рыба. Как вы думаете , какая рыба со звуком О водится в озере? Дети. Окунь, сом. Работа с деформированным предложением. (сом ,плавать, озеро ,в)составление схемы предложения. Звуковой анализ слова сом. Логопед. К озеру подходят на водопой животные, в названии которых есть звук О. Дети берут фигурки, картинки животных: овцы, козы, лошади, коровы, ослика. Называют , выделяя звук О. Игра «Домик для животных» (определение кол-ва слогов) А на берегу озера есть огород , на котором растут овощи. Какие? (картошка, горох, помидоры, фасоль, кабачок, чеснок , выделяя звук О в словах.) Игра «выбери овощи в названии которых есть звук О» Игра «1,2,5»( согласование сущ-х с числ-ми) А еще у тетушки Оли растут клубника, смородина, вишня , яблоня. И она варит варенье. Игра «Что из чего?» Чтобы все знали, что в этом домике живут добрые тетушка Оля и дядюшка Осип , давайте нарисуем перед их домом букву О. Но сначала пальцем проведём по ней. На что она похожа? Дети: на бублик, овал. Теперь все будут знать , как зовут тётушку и дядюшку. А нам пора возвращаться. Итог занятия: Ребята , мне очень понравилось как вы работали на занятии. Всё наше путешествие с нами рядом был звук О. И я знаю , что дома , с мамами и папами вы нарисовали портрет этого звука. Давайте посмотрим ваши работы.
|