Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Четверг, 02.05.2024, 16:33


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЧУДО-СТОЛ»
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЧУДО-СТОЛ»
Цели:
 Развитие мелкой моторики;
 Развитие связной речи;
 Развитие лексико-грамматической стороны речи;
 Обогащение словаря;
 Развитие фонетико-фонематической стороны речи;
 Развитие психических процессов;
 Развитие сенсорно-перцептивной сферы;
 Формирование коммуникативных навыков;
 Гармонизация психоэмоционального состояния;
 Формирование умения сосредоточиться на решении определенной задачи.
Пособие (или его элементы) могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях.
Пособие представляет собой стол с подсветкой длиной 90 см, шириной 40 см, высотой 60 см с пятью съемными планшетами длиной 90 см и шириной 40 см. Столешница выполнена из матового оргстекла, окантована бортиком высотой 3 см и покрыта слоем белого песка. Для крепления планшетов используется чехол с липкой лентой по краям. При необходимости к пособию может крепиться веб-камера, которая позволяет выводить изображение на экран с помощью компьютера или мультимедийного проектора.
Пособие позволяет проводить различные игры с песком (фото №1)

Детям предлагаются разные задания: написать букву, слова, «насыпать» слоговую схему или схему предложения, нарисовать что-либо и т.д.
ИГРА «НАРИСУЙ И РАССКАЖИ»
Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, зрительного внимания, памяти, воображения, умения работать в коллективе.

Количество игроков – 2-4 человека.
Правила игры: после предварительной работы (чтение художественной литературы, экскурсии, наблюдения и т.д.) детям предлагается коллективная работа – создать на песке картину на определенную тему, а затем составить по ней рассказ.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РАЗДЕЛИ НА СЛОГИ»
Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие мелкой моторики рук.
Детям предлагается нарисовать слоговую схему предложенных слов или нарисовать столько квадратиков, сколько слогов в предложенном слове.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАПИШИ БУКВУ, СЛОВО»
Цель: закрепление правильного написания букв (профилактика дисграфии), слов, развитие мелкой моторики.
Детям предлагаются задания: написать букву, преобразовать ее в другую, написать или «насыпать» слово и т.д.
Данная технология способствует развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирует коммуникативные навыки, развивает мелкую моторику рук, гармонизирует психоэмоциональное состояние детей.
ПЛАНШЕТ №1 (фото №2)

 

представляет собой плоскость для настольного театра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Большое значение имеет театрализованная игра для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Перед тем, как играть в театр, необходимо прочитать сказку, затем установить декорации, отобрать фигурки действующих лиц сказки. В каждую сказку введена роль ведущего – взрослого, который рассказывает сказку и подсказывает маленьким артистам, что им нужно делать. Первый спектакль можно проиграть перед детьми взрослому, чтобы они увидели, как можно передвигать фигурки персонажей сказки. После этого детям предлагается выбрать какую-либо роль, и спектакль играется взрослым вместе с детьми. По ходу игры ребенок может начать импровизировать и изменить ход сказки. В этом случае следует поощрять его фантазию. Примерный репертуар театра – сказки «Баба-яга», «Терешечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».
ПЛАНШЕТ №2 (фото №3)

 

представляет собой «карманы», в которые вкладываются карточки. Данное пособие может использоваться в работе по развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, обучению грамоте, автоматизации звуков, зрительного внимания. Примерные игровые упражнения:
ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»
Цель: развитие зрительного внимания и логического мышления.
Количество игроков – 3 человека.
Правила игры: дети по очереди называют лишний предмет в ряду и объясняют, почему он лишний.
ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Цель: развитие навыка обобщения.
Количество игроков – 3 человека.
Правила игры: дети по очереди перечисляют и называют одним словом предметы данного ряда («Кошка, собака, корова, лошадь – это домашние животные»).
ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО»
Цель: развитие зрительного внимания.
Количество игроков – 2-5 человек.
Правила игры: логопед предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, затем отвернуться. Одна или две картинки убираются, а дети должны определить, чего не стало. (Как вариант игры – «Что новое появилось?» (добавление картинки)).
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ НУЖНОЕ СЛОВО»
Цель: закрепление правильного употребления предлогов в речи.
В первый «карман» вставляется картинка с изображением предмета, животного или человека, во второй - карточка с написанным словом, обозначающим действие, третий «карман» пустой, в четвертый вставляется карточка с изображением предмета. Например: слон перешагнул …… бревно. Дети должны подобрать карточку с подходящим по смыслу предлогом и вставить карточку в пустой карман.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ СЛОГОВ»
Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и навыка послогового чтения.
В «карманы» вставляются картинки с изображением предметов. Детям предлагается составить слово, обозначающее название картинки, из разрезных слогов и вставить их в карманы. Затем предлагается назвать количество слогов в словах, определить, какое слово самое длинное, а какое -самое короткое. Для детей, не умеющих читать, используются прямоугольники, обозначающие один слог.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРИДУМАЙ РАССКАЗ»
Цель: формирование умения составлять рассказы по сериям сюжетных картин.
В «карманы» вставляется серия сюжетных картинок (от двух до четырех). Ребенку предлагается составить рассказ. (Как вариант – самостоятельное раскладывание картинок в нужной последовательности и составление рассказа).
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ КАРТИНКИ»
Цель: автоматизация звука в словах.
В «карманы» вставляются картинки, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Ребенку предлагается назвать картинки, четко произнося автоматизируемый звук.
ПЛАНШЕТ №3 (фото №4)

 выполнен из материала, имеющего шероховатую поверхность, и используется для развития мелкой моторики, связной речи, закрепления названий геометрических фигур и развитию конструктивных навыков.
Детям предлагается набор геометрических фигур и образцы изображений, выполненные по краям планшета (как вариант – конструирование по собственному замыслу). Также детям предлагаются цветные ленточки и нитки, с помощью которых можно выкладывать различные контурные изображения (буквы, предметы и т.д.).
ИГРА «МОЯ КАРТИНА»
Цель: развитие связной речи, конструктивных навыков, мелкой моторики.
Количество игроков – 1-2 человека.
Правила игры: Ребенку предлагается создать картину из предложенных геометрических фигур и ленточек, а затем составить по ней рассказ.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ ВЕРЕВОЧКИ»
Цель: развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии, закрепление навыка звукового анализа, обучение основам грамоты.
Детям предлагается выложить контур букв, короткие слова. Также детям предлагается из веревочек трех цветов – красного, синего и зеленого – выложить буквы, обозначающие названный логопедом звук: гласный - из красной веревочки, твердый согласный – из синей, мягкий согласный – из зеленой веревочки.
ПЛАНШЕТ №4 (фото №5)

 

имеет в центре «карман» для картинок, сверху «кармана» - разноцветные квадраты, снизу - цифры от 1 до 5. Используется для развития умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСЧИТАЙ»
Цель: закреплять навык правильного согласования существительного с числительным.
В «карман» вставляется картинка с черно-белым изображением какого-либо предмета, детям предлагается назвать сначала указанное логопедом числительное, затем существительное.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ ?»

Цель: закреплять навык правильного согласования существительного с прилагательным.
В «карман» вставляется картинка с черно-белым изображением какого-либо предмета или предметов, детям предлагается назвать сначала цвет квадрата, указанного логопедом, затем существительное.
(Как вариант – объединение двух упражнений в одно: детям предлагается назвать сначала числительное, затем прилагательное, затем существительное).
ПЛАНШЕТ №5 представляет собой изображение четырех «дорожек» разной конфигурации.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУКОВЫЕ ДОРОЖКИ»
Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания.
Ребенку предлагается поставить пальчик на начало «дорожки» и «пробежать» по ней, одновременно произнося автоматизируемый звук. КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ О»
Старшая группа компенсирующей направленности

Цели:
Коррекционно-обучающие: расширение и активизация словарного запаса, продолжать обучать звуко-слоговому анализу слов, формирование грамматического строя речи (согласование сущ-х с числ-ми, образование относительных прилагательных, употребление простых и сложных предлогов).
Коррекционно-развивающие: развитие зрительного пространственного восприятия, внимания , творческой фантазии, развитие фонематического слуха и восприятия, правильного звукопроизношения, мелкой моторики, тактильной чувствительности («мануального интеллекта) , координации речи с движениями, связной речи.
Коррекционно-воспитательные: воспитание самостоятельности, взаимоуважения и взаимодействия в коллективе.
Оборудование: игрушка «светящийся шар», дидактическое пособие «Чудо-стол»(90х40х60см), чистый, просеянный песок, набор миниатюрных предметов, игрушек, домиков, овощей ,животных, картинки , панно «цветочная поляна», индивидуальные звуковые схемы, схемы предложений.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Раз, два, три ,четыре, пять- приглашаю всех играть!
Дети встают в круг.
Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра .Поможет вам в этом волшебный шар, который излучает добро.
Дети передают «светящийся шар»по кругу со словами: «Доброе утро, Кира!», «Доброе утро ,Ваня!» и т.д.Затем шар возвращается к логопеду.
Самомассаж лица.
Логопед: Я буду читать стихотворение и показывать движения, а вы мне помогайте, движения за мной повторяйте.(Движения выполняются по ходу стихотворения)
Ручки растираем
И разогреваем
И лицо теплом своим
Мы умываем.
Грабельки сгребают
Все плохие мысли,
Ушки растираем вверх
И вниз мы быстро.
Щечки разминаем ,
Чтобы надувались,
Губки растираем,
Чтобы улыбались.
Основная часть:
Логопед:
В огромной , пустынной стране Лимпопо живёт одинокий прекрасный звук О. Он сирота: ни друзей, ни реки, зачахнет звук о там один от тоски! Что делать, ребята? Страну как найти? Как бедный звук о поскорее спасти?
Давайте поможем звуку О найти друзей. Но чтобы нам попасть в страну Лимпопо необходимо выполнить задание .
Игра «Цепочка слов»
Теперь отправляемся в путешествие по пустыне. Кругом песок, нет растений , деревьев, людей , но что это там впереди?
Появляются домик и фигурка дядюшки и тётушки.
Ребята , в пустыне есть места, где живут люди, растут деревья и цветы, есть вода. Это место называется Оазис. Нас встречает дядюшка Осип и тётушка Оля. Повторите их имена. Какой звук слышится в их именах первым?
Дети: Звук О.
Логопед: Давайте поможем дядюшке Осипу и тётушке Оле сделать свой дворик уютным и красивым. Для этого нам нужно вырыть озеро, посадить деревья , разбить огород, добавить животных. Давайте вокруг дома сделаем цветущий луг. На нём будут расти много луговых цветов и летать бабочки.
Игра «Бабочка» (дыхательное упр-е)
Логопед выставляет цветочную поляну. Задача ребёнка -сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно ,чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул-
Она полетела.
Летела-летела
И на цветочек села.
Дети обустраивают дворик, оречевляя свои действия , выделяя слова со звуком О.(Я буду делать забор -в слове забор есть звук О, я буду рыть озеро, сажать тополь и т.д.)
Ну вот, теперь домик стоит на берегу озера. В озере водится рыба. Как вы думаете , какая рыба со звуком О водится в озере?
Дети. Окунь, сом.
Работа с деформированным предложением.
(сом ,плавать, озеро ,в)составление схемы предложения.
Звуковой анализ слова сом.
Логопед. К озеру подходят на водопой животные, в названии которых есть звук О.
Дети берут фигурки, картинки животных: овцы, козы, лошади, коровы, ослика. Называют , выделяя звук О.
Игра «Домик для животных» (определение кол-ва слогов)
А на берегу озера есть огород , на котором растут овощи. Какие? (картошка, горох, помидоры, фасоль, кабачок, чеснок , выделяя звук О в словах.)
Игра «выбери овощи в названии которых есть звук О»
Игра «1,2,5»( согласование сущ-х с числ-ми)
А еще у тетушки Оли растут клубника, смородина, вишня , яблоня. И она варит варенье.
Игра «Что из чего?»
Чтобы все знали, что в этом домике живут добрые тетушка Оля и дядюшка Осип , давайте нарисуем перед их домом букву О. Но сначала пальцем проведём по ней. На что она похожа?
Дети: на бублик, овал.
Теперь все будут знать , как зовут тётушку и дядюшку. А нам пора возвращаться.
Итог занятия:
Ребята , мне очень понравилось как вы работали на занятии. Всё наше путешествие с нами рядом был звук О. И я знаю , что дома , с мамами и папами вы нарисовали портрет этого звука. Давайте посмотрим ваши работы.

Категория: Методические разработки | Добавил: Екатерина (02.02.2011) | Автор: Маслова Екатерина, Ансимова Татьяна
Просмотров: 9404 | Рейтинг: 3.6/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024