Тема: Согласные звуки [л], [л’], [м], [м’]. Цели: – формировать умение выделять звук в слове; – формировать умение находить слова с заданным звуком; – формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука; – формировать умение анализировать текст. Оборудование: карточки-предлоги, иллюстрации, схемы человечков, схемы слов, магниты цветные, таблицы букв.
Ход урока: Ι. Орг. момент
Ι. Актуализация знаний - Как называются маленькие слова, с которыми мы ознакомились на прошлом уроке? (Предлоги) - Какие предлоги вы запомнили? (На доске открываются предлоги) - Какая роль у них в русском языке? (Связь слов в предложении) Итог: - Кто ещё запомнил не все предлоги, повторите их в учебнике.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. 1)Обозначение темы урока - Давайте откроем «Буквари» на странице 66. - С какими звуками мы сегодня познакомимся, кто знает? (Будем знакомиться с согласными звуками [л], [л’], [м], [м’]) - На доске схемы человечков. Эти схемы еще не доделаны.
2)Выделение в слове звуков. Знакомство с новыми буквами. - Нам нужно оживить наших человечков. - Рассмотрите рисунки на кубиках. Назовите, что изображено на них? (Лук, люстра, мак мяч) - Что нарисовано на первой картинке? (Лук) - Произнесите это слово хором. (Схема слова лук на доске) - Это схема слова лук. - Сколько звуков в этом слове? (Три) (На схеме 3 пустых кружка) - Какой первый звук вы слышите? Произнесите. - Как вы думаете, гласный это звук гласный или согласный? (Согласный) - Почему? (Потому что при произношении воздух встречает преграду) - Звонкий он или глухой? (Звонкий) - Почему? (Состоит из голоса) - Твёрдый он или мягкий? (Твёрдый) - Каким цветом обозначим это на схеме? (Синим) (Синий магнит на схеме)
- Что нарисовано на второй картинке? (Люстра) - Произнесите это слово хором. (На доске схема слова люстра) - Это схема слова люстра. - Сколько звуков в этом слове? (6) - Какой первый звук вы слышите? Произнесите. - Как вы думаете, гласный это звук или согласный? (Согласный) - Почему? ( При произношении воздух встречает преграду) - Звонкий он или глухой? (Звонкий) - Почему? (Состоит из голоса) - Твёрдый он или мягкий? (Мягкий) - Каким цветом мы покажем это на схеме? (Зелёным) (Зелёный магнит на схеме) - Оживим первого человечка. Какую шапочку нарисуем? (Звоночек) - Какие тапочки? (Один – синий, другой – зелёный) (Появляется шапочка-звонок и закрашиваются тапочки) - Звуки [л], [л’] обозначаются буквой эль. (Таблица буквы на доске)
- Что нарисовано на третьей картинке? (Мак) - Произнесите это слово хором. (Схема слова на доске) - Это схема слова мак. - Сколько звуков в этом слове? (3) - Какой первый звук вы слышите? Произнесите. - Как вы думаете гласный это звук или согласный? (Согласный) -Почему? (При произношении воздух встречает преграду) - Звонкий он или глухой? (Звонкий) - Почему? (Состоит из голоса) - Твёрдый он или мягкий? (Твёрдый) - Каким цветом обозначим на схеме? (Синим) (Синий магнит на схеме)
- Что нарисовано на четвёртой картинке? (Мяч) - Произнесите это слово хором. (Схема слова мяч на доске) - Это схема слова мяч. - Сколько звуков в этом слове?(3) - Какой первый звук вы слышите? Произнесите. - Как вы думаете гласный это звук или согласный? (Согласный) - Звонкий он или глухой? ( Звонкий) - Почему? ( Состоит из голоса) - Твёрдый он или мягкий? (Мягкий) - Каким цветом обозначим на схеме? (Зеленым) (Зелёный магнит на схеме) - Оживим второго человечка. - Какую шапочку нарисуем? (Звоночек) - Какие тапочки? (Один – синий, другой – зелёный) (Появляется шапочка-звонок и закрашиваются тапочки) - Звуки [м], [м’] обозначаются буквой эм. (Таблица буквы на доске) Итог: - Вы хорошо поработали, молодцы.
Физкультминутка двигательная с развитием фонематического слуха: - Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [л] или [л’], то поднимите руки вверх и встаньте на носочки. Если вы услышите в слове звук [м] или [м’], то присядьте. Слова: мир, ложка, дом, стол, туман, школа, малина.
3)Чтение слогов на с.66. - Прочитаем слоги . - Прочитайте слоги первой строчки хором. (Аналогично все строки) - Прочитайте слоги первого столбика. (Читают индивидуально по цепочке все столбики) Итог: - Хорошо читали, без ошибок, молодцы.
4) Работа в тетради для печатания. - А теперь поработаем в тетради для печатания на с. 19. - Обведите по образцу печатную букву эль. - Напечатайте три самостоятельно. - Обведите по образцу печатную букву эм. - Напечатайте три самостоятельно. - Следующее задание: допечатать слова. - Какое первое слово? (лама, лапа) Аналогично все слова: лампа, молоко, малина.
5)Чтение слов. 1-й столбик (Вслух по цепочке): - Прочитайте слова, которые начинаются со звука [м]. - Какой звук: твёрдый или мягкий? 2-й столбик: Чтение слов громко – тихо. Мыл (громко), мил (тихо) и т.д. - Что интересного заметили? (Все слова начинаются с буквы м, закон¬чиваются буквой эль. Во всех словах один слог, так как один гласный. В сло¬ве мил первый звук произносится мягко, а в остальных словах – твёрдо.) - Что значит слово мил? А как ещё можно сказать? (Милый.) - Кто такой мул? (Показ изображения животного, объяснение значения слова) 3-й столбик: - Прочитайте слова. - Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы. Поче¬му? (Это имена.) Итог: - Хорошо читали, молодцы.
6)Чтение текста «Гном» на с. 66. 1. Работа с текстом до чтения. - Рассмотрите иллюстрацию. - Кто на ней изображен? (Гном) - Прочитайте заглавие. - Кто такой гном? (Сказочный герой) - Чем гном отличается от всех волшебных человечков? (Ростом) 2. Работа с текстом во время чтения. - Прочитайте текст вслух. Читаем по предложениям. 1-е предложение. - Что мы узнали о гноме? 2-е предложение. - Прочитайте предложение. - Какие цветы растут у гнома? - Какой предлог встретился в этом предложении? (У) - Прочитайте слово с предлогом. 3-е предложение. - Прочитаем третье предложение. - Что есть у гнома? (Гамак) - Что такое гамак? (Объяснение значения слова) - Найдите в предложении предлог. Прочитайте слово с предлогом. - В каких словах в тексте встретились буквы м и л? 3. Работа с текстом после чтения. - Какой же был гном? (Он милый и очень любит цветы.) - Что мы сейчас с вами читали? (Текст.) - Из чего состоит текст? (Из предложений) - Сколько их в тексте? (3) Итог: - Хорошо работали с текстом.
Физкультминутка для глаз.
7)Чтение рассказа Ю. Мориц «Дом для гнома, гном – дома!» 1. Работа с текстом до чтения. - Прочитайте название стихотворения. - Прочитайте, кто автор? - Знаком ли вам этот автор? (Да, мы читали стихотворение «Первое сентября».) - Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Почему две картин¬ки нарисовал художник? Понятно ли по иллюстрации, из чего по¬строен дом гнома? (Не очень.) - Может, из текста поймём? 2. Работа с текстом во время чтения. а) Чтение стихотворения учителем с комментированием. Дом гнома, гном – дома! Стоит в лесу тесовый дом, Дом гнома! А в нём живёт весёлый гном, Гном – дома! (Вот из чего, из тёса. Тесовый дом – это дом, у которого на брёвнах нет коры. Её сняли, стесали.) Он кормит белок шишками, За стол садитcя с мишками, С пушистыми зайчишками Да с мышками-норушками! Он делится игрушками С кукушками-болтушками, С енотами и с дятлами, С совой, обросшей патлами! (Какой же гном? - заботливый, гостеприимный. А что такое патлы? – длинные спутанные волосы. Запомнили, кто гости гнома?) Он делится орешками С косулями, с олешками, С кротами кропотливыми, С бобрятами смешливыми. Последним зимним яблоком Он поделился с маленьким, Совсем озябшим зябликом! (Что такое олешки? – олени. А что значит кропотливые? – старательные. Кто такой зяблик? - это птица такая. Почему так много разных лесных друзей у гнома?) Но сказками-побасками, Книжками-раскрасками, Длинными былинами, Шутками-малютками, Сладкими загадками Он делится с детишками, С девчонками, с мальчишками. (А почему не со зверушками, а с ребятишками этим делится гном?) Откройся, дом тесовый, Пусть выйдет гном весёлый!
б) Проверка первичного восприятия. - Захотелось подружиться с таким гномом? - Что удалось узнать о гноме? (Он делится не только игрушками, орешками с забавными зверюшками, но и последним яблоком, гном согрел озябшего зяблика.)
в) Перечитывание текста учениками. Выборочное чтение. (Резерв)
ΙV. Итог - Какие новые звуки сегодня узнали? - Кому сегодня было легко? Поднимите руки. - Кому ПОКА было трудновато? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
V. Домашнее задание (по желанию) - Если вам понравилось стихотворение, выучите его наизусть. Можно подготовить выразительное чтение по книге. - Творческое задание: нарисуйте друзей гнома или тесовый дом, в котором всем уютно. - Допечатайте в тетради для печатания.