Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Среда, 01.05.2024, 22:05


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Переход на дистанционную форму обучения вызывает у родителей школьников с ОВЗ много вопросов.
Особое значение здесь имеет планомерная и осмысленная консультативная деятельность педагогов.
Консультативная работа включает:
 выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
 консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с ограниченными возможностями здоровья;
 консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями. [Приводится по: 1, с. 39]
Ведущие принципы консультирования:
 доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту, помощь и понимание;
 проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами, а не просто сообщить ему, что он не прав;
 конфиденциальность (анонимность);
 включенность клиента в процесс консультирования.
Направления консультирования:
 консультирование членов семей, имеющих детей с проблемами развития;
 консультирование педагогов.
Формы и содержание консультативной работы с родителями.
Основные принципы организации работы:
 дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и базовый уровень осведомленности о характере проблем ребенка;
 наличие уровня обратной связи со стороны родителей;
 приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного обучения.
Формы коррекционной работы с родителями в процессе консультативной деятельности:
 индивидуальное консультирование;
 групповое консультирование.
Этапы индивидуального консультирования:
 ориентировочно-ознакомительный;
 диагностический;
 коррекционный.
Ориентировочно-ознакомительный этап:
Основная задача:
- создать доверительные, откровенные отношения с родителями.
Диагностический этап:
Основные задачи:
- подробное обсуждение общего состояния психолого-педагогического развития ребенка, а также характера, степени и причины выявления трудностей, условно-вариативного прогноза;
- разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры имеющегося нарушения и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы;
- обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;
- планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамического продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия.
Коррекционный этап:
Основные задачи:
- формирование у родителей «воспитательной» компетентности через расширение круга социальных представлений и знаний;
- привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника коррекционного процесса.
Формы индивидуального воздействия:
 совместное обсуждение с родителями задач и динамики работы;
 анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психолого-педагогической деятельности и выработка совместных рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
 индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.
Одной из эффективных и высоко востребованных среди родителей форм является On-line-консультирование. Связь с родителями осуществляется за счет технических средств и сети интернет, что позволяет получить полноценную информацию в удобное для родителей время в условиях удаленного доступа.
Время и день On-line- консультации, когда учитель-логопед может быть на связи с родителями, заранее устанавливается. Таким образом, проводятся и индивидуальные консультации и групповые вебинары различной тематики: «Артикуляционная гимнастика», «Мелкая моторика и речь» и т.д.
Хорошо зарекомендовали себя в образовании детей с ОВЗ сервис видеоконференций ZOOM, Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа, Learning¬Apps.org – сервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений.
Наиболее востребованными оказались сервисы Google – облачное хранилище Google Диск, сервис обмена заданиями между учителями и учениками Google Класс, сервисы для создания маршрутных и рабочих листов, опросов, тестов – Google Формы, Презентации, Документы.
Skype
Для совместных звонков и чатов.
Альтернативы: Zoom и Google Hangouts.
Для видеосвязи нужно хорошее Интернет-соединение
Закрытая группа
ВКонтакте
Можно переписываться, обмениваться фото, видео и документами, а также модерировать сообщения.
Хорошо подходит для организации быстрого консультирования, но нужно объяснить детям правила общения в сети.
WhatsApp
Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами.
Хорошо подходит для организации быстрого консультирования
Viber
Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами.
Хорошо подходит для организации быстрого консультирования.
Практико-ориентированной формой, по типу таких консультаций, являются On-line- занятия. Это индивидуальные логопедические занятия на дому. Такие занятия требуют создания определенных условий: рабочее место, зеркало, свет, раздаточный материал и т.д. Родители совместно с ребенком выполняют рекомендации учителя - логопеда. Задача логопеда, в этом случае, контролировать, направлять, подсказывать, комментировать действия ребенка. Задача родителя - практически помогать ребенку, если он затрудняется в выполнении задания.
Если у родителей нет времени или возможности выходить на связь On-line, используется форма взаимодействия с родителями с применением электронных носителей: флеш-карты, жесткие диски и email. Электронные носители содержат видеоролики, это могут быть семинары-практикумы или консультации или текстовые задания для выполнения дома. Недостатком этой формы в отличие от online-консультирования является то, что связь в основном односторонняя. Чтобы иметь возможность контролировать правильность выполнения упражнения и обеспечить взаимосвязь участников коррекционного процесса, родитель на электронном носителе посылает логопеду так называемый «видео-ответ». Например, видеоролик с выполнением артикуляционной гимнастики дома. Это создает условия для предупреждения возможных ошибок при выполнении упражнений, повышает эффективность коррекции. Кроме того, в рамках этой формы, можно создать модель взаимодействия «ДО и ПОСЛЕ». В конце коррекционной работы, также на электронном носителе родителям предлагается наглядно оценить работу учителя-логопеда и свой собственный труд. Это видеоролики: речь ребенка на начало года (на момент обследования) и перед выпуском из логопункта.
Одной из проблем при организации On-line- занятия, является обеспечение мотивации ребенка, удержание его в рамках занятия, обеспечение присутствия ребенка на занятии и выполнение им заданий педагога. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям.
Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи.
1. Необходимо на самых первых занятиях разъяснить планируемые цели и приблизительные сроки их достижения.
2. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению учебной мотивации на протяжении занятия, присутствия родителей рядом с ребенком во время проведения занятия, потребности родителя и педагога в присутствии родителя на занятии.
3. При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога вне занятия, предложить проведение дистанционных консультаций.
Одной из методических находок, позволяющих учесть как особые образовательные потребности учеников с ОВЗ, так и запросы их родителей на удобство, доступность и комфорт доступа к образовательным ресурсам, является рабочий лист занятия – специально разработанный педагогом лист с заданиями на занятие и четкими указаниями, как и что должны сделать ученики. Сервисы Google позволяют сделать его интерактивным рабочим листом (далее – ИРЛ). Наиболее предпочтительны для детей с ОВЗ интегрированные ИРЛ, содержащие информационный блок, материалы для проверки, задания для самостоятельной работы и т.п. Такие листы могут быть разработаны с учетом индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ученика.
Наиболее удачным инструментом для создания ИРЛ являются Google Формы, представляющие собой конструктор, блоки которого дают возможность размещать текстовую, иллюстративную информацию, внедрять видео, осуществлять проверку знаний путем опросов и тестов. Блоки данного конструктора могут объединяться в разделы, что удобно для выделения частей – этапов урока, занятия.
За два месяца карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где размещаются обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т.е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.
Мы понимаем, что дистанционное обучение является сложным процессом. Однако существование современных образовательных ресурсов позволяет организовать дистанционное коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях общеобразовательных организаций максимально эффективно, делая образовательный процесс доступным и качественным, облегчая задачи учителя-логопеда по организации изучения материала и контроля его освоения. Только важно правильно подобрать материал и поддерживать связь со своими учениками и их родителями, постоянно давая понять, что Вы рядом с ними и исправление речевых нарушений является Вашей общей важной задачей.
Категория: Методические разработки | Добавил: sssss (27.12.2020)
Просмотров: 117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024