ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
Переход на дистанционную форму обучения вызывает у родителей школьников с ОВЗ много вопросов. Особое значение здесь имеет планомерная и осмысленная консультативная деятельность педагогов. Консультативная работа включает: выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с ограниченными возможностями здоровья; консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями. [Приводится по: 1, с. 39] Ведущие принципы консультирования: доброжелательность и безоценочное отношение к клиенту, помощь и понимание; проявление эмпатии в оценке ценностных ориентаций клиента: умение встать на его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами, а не просто сообщить ему, что он не прав; конфиденциальность (анонимность); включенность клиента в процесс консультирования. Направления консультирования: консультирование членов семей, имеющих детей с проблемами развития; консультирование педагогов. Формы и содержание консультативной работы с родителями. Основные принципы организации работы: дифференцированная помощь, учитывающая уровни родительской мотивации и базовый уровень осведомленности о характере проблем ребенка; наличие уровня обратной связи со стороны родителей; приоритет той или иной формы работы в различные периоды коррекционного обучения. Формы коррекционной работы с родителями в процессе консультативной деятельности: индивидуальное консультирование; групповое консультирование. Этапы индивидуального консультирования: ориентировочно-ознакомительный; диагностический; коррекционный. Ориентировочно-ознакомительный этап: Основная задача: - создать доверительные, откровенные отношения с родителями. Диагностический этап: Основные задачи: - подробное обсуждение общего состояния психолого-педагогического развития ребенка, а также характера, степени и причины выявления трудностей, условно-вариативного прогноза; - разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры имеющегося нарушения и объяснение необходимости участия родителей в общей системе коррекционной работы; - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка; - планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамического продвижения ребенка в условиях всестороннего коррекционного воздействия. Коррекционный этап: Основные задачи: - формирование у родителей «воспитательной» компетентности через расширение круга социальных представлений и знаний; - привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком в качестве активного участника коррекционного процесса. Формы индивидуального воздействия: совместное обсуждение с родителями задач и динамики работы; анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психолого-педагогической деятельности и выработка совместных рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность. Одной из эффективных и высоко востребованных среди родителей форм является On-line-консультирование. Связь с родителями осуществляется за счет технических средств и сети интернет, что позволяет получить полноценную информацию в удобное для родителей время в условиях удаленного доступа. Время и день On-line- консультации, когда учитель-логопед может быть на связи с родителями, заранее устанавливается. Таким образом, проводятся и индивидуальные консультации и групповые вебинары различной тематики: «Артикуляционная гимнастика», «Мелкая моторика и речь» и т.д. Хорошо зарекомендовали себя в образовании детей с ОВЗ сервис видеоконференций ZOOM, Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа, Learning¬Apps.org – сервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений. Наиболее востребованными оказались сервисы Google – облачное хранилище Google Диск, сервис обмена заданиями между учителями и учениками Google Класс, сервисы для создания маршрутных и рабочих листов, опросов, тестов – Google Формы, Презентации, Документы. Skype Для совместных звонков и чатов. Альтернативы: Zoom и Google Hangouts. Для видеосвязи нужно хорошее Интернет-соединение Закрытая группа ВКонтакте Можно переписываться, обмениваться фото, видео и документами, а также модерировать сообщения. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования, но нужно объяснить детям правила общения в сети. WhatsApp Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования Viber Популярная программа для общих чатов: можно обмениваться фото, видео и документами. Хорошо подходит для организации быстрого консультирования. Практико-ориентированной формой, по типу таких консультаций, являются On-line- занятия. Это индивидуальные логопедические занятия на дому. Такие занятия требуют создания определенных условий: рабочее место, зеркало, свет, раздаточный материал и т.д. Родители совместно с ребенком выполняют рекомендации учителя - логопеда. Задача логопеда, в этом случае, контролировать, направлять, подсказывать, комментировать действия ребенка. Задача родителя - практически помогать ребенку, если он затрудняется в выполнении задания. Если у родителей нет времени или возможности выходить на связь On-line, используется форма взаимодействия с родителями с применением электронных носителей: флеш-карты, жесткие диски и email. Электронные носители содержат видеоролики, это могут быть семинары-практикумы или консультации или текстовые задания для выполнения дома. Недостатком этой формы в отличие от online-консультирования является то, что связь в основном односторонняя. Чтобы иметь возможность контролировать правильность выполнения упражнения и обеспечить взаимосвязь участников коррекционного процесса, родитель на электронном носителе посылает логопеду так называемый «видео-ответ». Например, видеоролик с выполнением артикуляционной гимнастики дома. Это создает условия для предупреждения возможных ошибок при выполнении упражнений, повышает эффективность коррекции. Кроме того, в рамках этой формы, можно создать модель взаимодействия «ДО и ПОСЛЕ». В конце коррекционной работы, также на электронном носителе родителям предлагается наглядно оценить работу учителя-логопеда и свой собственный труд. Это видеоролики: речь ребенка на начало года (на момент обследования) и перед выпуском из логопункта. Одной из проблем при организации On-line- занятия, является обеспечение мотивации ребенка, удержание его в рамках занятия, обеспечение присутствия ребенка на занятии и выполнение им заданий педагога. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям. Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи. 1. Необходимо на самых первых занятиях разъяснить планируемые цели и приблизительные сроки их достижения. 2. Самостоятельность ребенка во время дистанционных занятий определяется педагогом и родителями совместно, исходя из готовности ребенка к выполнению заданий педагога и сохранению учебной мотивации на протяжении занятия, присутствия родителей рядом с ребенком во время проведения занятия, потребности родителя и педагога в присутствии родителя на занятии. 3. При необходимости организации взаимодействия родителей и педагога вне занятия, предложить проведение дистанционных консультаций. Одной из методических находок, позволяющих учесть как особые образовательные потребности учеников с ОВЗ, так и запросы их родителей на удобство, доступность и комфорт доступа к образовательным ресурсам, является рабочий лист занятия – специально разработанный педагогом лист с заданиями на занятие и четкими указаниями, как и что должны сделать ученики. Сервисы Google позволяют сделать его интерактивным рабочим листом (далее – ИРЛ). Наиболее предпочтительны для детей с ОВЗ интегрированные ИРЛ, содержащие информационный блок, материалы для проверки, задания для самостоятельной работы и т.п. Такие листы могут быть разработаны с учетом индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ученика. Наиболее удачным инструментом для создания ИРЛ являются Google Формы, представляющие собой конструктор, блоки которого дают возможность размещать текстовую, иллюстративную информацию, внедрять видео, осуществлять проверку знаний путем опросов и тестов. Блоки данного конструктора могут объединяться в разделы, что удобно для выделения частей – этапов урока, занятия. За два месяца карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где размещаются обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т.е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения. Мы понимаем, что дистанционное обучение является сложным процессом. Однако существование современных образовательных ресурсов позволяет организовать дистанционное коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях общеобразовательных организаций максимально эффективно, делая образовательный процесс доступным и качественным, облегчая задачи учителя-логопеда по организации изучения материала и контроля его освоения. Только важно правильно подобрать материал и поддерживать связь со своими учениками и их родителями, постоянно давая понять, что Вы рядом с ними и исправление речевых нарушений является Вашей общей важной задачей.