Главная | Регистрация | | Вход | RSS                     Воскресенье, 28.04.2024, 16:11


Логопеды




Меню сайта
Категории раздела
Конспекты занятий [56]
Методические разработки [67]
Программы, дидактические игры
Доклады [75]
Доклады, выступления, сообщения.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 378
Форма входа
Логин:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический общак » Методические разработки

Развитие связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным НВ ОНР.
У детей с НВ ОНР помимо нарушения звукопроизношения (не всегда), нарушения фонематического слуха, ограниченности словарного запаса, нарушения грамматического строя нарушена и связная речь.

Целью третьего этапа коррекционного обучения является развитие и совершенствование связной речи. Эта работа включалась в логопедические занятия как I так и II этапа, однако, тогда она осуществлялась по ходу решения основной задачи.

На третьем этапе внимание учителя – логопеда сосредотачивается на работе с текстом. Полноценная работа над текстом возможна, когда у детей прочно сформированы навыки построения различных типов предложений.

« Предложение в развитии детской течи, - писал крупный исследователь языка А. Н. Гвоздев, - играет огромную роль. Предоставляя собой известное высказывания, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения». Овладение языком в основном и протекает в виде усвоения предложений различных типов. Именно в предложении формируется как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.

На III этапе работа над предложением в связи с основной задачей имеет свою специфику. Занятия целесообразно начинать с такими заданиями как составление предложений, восстановление различного рода деформированных предложений, составление сложных предложений, составление предложений по опорным словам, редактирование предложений.

Огромную роль в формировании умения строить связные высказывания принадлежит работе с текстом. Прежде всего, дети знакомятся с самим понятием текст, выявляют такие его признаки, как, тематическое единство, наличие заголовка, учатся находить в нем основную мысль. В ходе специальных упражнений учащиеся учатся производить анализ прочитанного и прослушанного текста, располагать предложения в тексте в логической последовательности, учатся находить в тексте опорные слова, распространять, сокращать текст, подробно и кратко пересказывать, воссоздавать текст по развёрнутому и краткому плану.

Работая над планом, дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, последовательно строить высказывания.

Ученики овладевают умением объединять предложения в тексте в логической последовательности – строить текст, зная, что в нём должно быть начало, средняя часть, концовка: они стремятся соблюдать правильную интонацию, нужный порядок предложений.

Дети составляют рассказ по началу, по концу, редактируют текст, составляют творческие рассказы, инсценировки, составляют рассказ по прочитанному, увиденному, по картине, по серии сюжетных картин.

В целом работа по развитию связной речи на III этапе сближается с содержанием обучения родному языку, однако, в отличие от приёмов, используемых учителем на уроке в классе, на логопедических занятиях основное внимание сосредотачивается на отработке умения составлять связные высказывания на основе различных текстов и разнообразных жизненных ситуаций.

Зудова М.А., учитель – логопед « МОУ СОШ № 21»

Категория: Методические разработки | Добавил: M_Zudova (22.03.2010) | Автор: Зудова М.А.
Просмотров: 2347 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  •  
  •  
     
  • Методсовет

  •  

        

    администратор сайта:
    Кузнецова Александра Владимировна
    учитель-логопед МАОУ "СПШ № 33"
    г. Старый Оскол

    Alexandreen@rambler.ru
    © 2024