Нарушения письменной речи,
проявляющиеся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря
на знание соответствующих правил).
Основными
трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографических задач.
Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов.
Дизорфография - это особая категория
специфических нарушений письма, которой выражается связь между словами
в предложении.
При
дизорфографии отмечается также "...стойкая неспособность овладеть
синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией". (А.Н. Корнев)
Можно ли эффективно помочь детям с
дислексией и дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и
письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы
занятий, кому-то - месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного
зрения.
Кто способен научить ребенка читать и
писать?
Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь
специалиста - квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определенной системе:
используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для
складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен
усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук
соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям,
"отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое
- от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов
по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что
используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв:
"О" напоминает обруч,
"Ж"
- жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и
письма
Несколько советов родителям:
1.
Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать,
то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2.
Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние
задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность,
а также увеличит количество ошибок.
3.
Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как
можно меньше унижайте.
Несколько слов о почерке
Почерк
дисграфика - выражение всех его трудностей.
Как
правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один
мелкий,
бисерный
и "красивый";другой - огромный, корявый, неуклюжий,
"уродливый".
Так вот:
За
красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает
опыт, как
раз
неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем
работать
ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника,
который
хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и
10 и 16 лет, речь идет о психологическом
возрасте обучения письму).
Итак,
ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на
всю строку, а может и на полторы!
|