Рукописная речь - веками проверенное, надежное и доступное средство общения. Ни печатающие устройства, ни звукозапись не в состоянии заменить для грамотного человека простого искусства письма. В современной методике обучения письму "каллиграфия" понимается, как умение писать четким, устойчивым, удобочитаемым почерком. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, только овладевающего этим навыком. Письмо – это сложный двигательный акт, требующий достаточного развития общей и мелкой моторики, а так же сформированности когнитивных процессов, чувства ритма. Зачастую у детей, пришедших в школу, еще недостаточно развита мелкая мускулатура рук. Детям сложно длительно держать ручку, писать палочки и крючочки, прописывать ровным почерком буквы. Руки устают, пальцы не слушаются. И вот по строке вместо букв уже побежали непонятные закорючки. Под воздействием несложных движений, изложенных ниже, достигается нормализация мышечного тонуса рук, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Упражнение №1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют в обратном порядке.
Упражнение №2. Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение №3. Дети зажимают ручку средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка или карандаш не опускались ниже большого пальца.
Упражнение №4. На столе лежит десять-пятнадцать карандашей (палочек). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному, затем так же по одному положить карандаши на стол.
Упражнение №5. Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение №6. Дети зажимают конец ручки средним и указательным пальцами правой руки. Большой конец ручки находится дальше от груди. Дети переворачивают ручку и вкладывают ее длинным концом в левую руку. Очередным переворотом вкладывают ее в правую руку и так далее. В этом упражнении ручка вращается в вертикальной плоскости. Руки при этом упираются в край парты так, что локти чуть свешиваются, а ладони приподняты над партой. Если поставить локти на парту, то это упражнение даст возможность вращать ручку в горизонтальной плоскости.
|