Одним из важнейших направлений государственной политики является охрана здоровья населения Российской Федерации. Здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия человека, а предмет «физическая культура» – действенное средство формирования у учащихся грамотного отношения к себе, к состоянию своего здоровья, ведению здорового образа жизни, активной жизненной позиции, труду и защите Отечества[4].
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса[1].
В настоящее время активно используются здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [5]. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года)[2], что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
В своей работе я применяю современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, при этом мотивируя интерес к занятиям физической культурой и спортом личным примером.
Свою деятельность я разделяю на урочную, методическую, внеклассную и мониторинговую.
Для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач урока:
- развиваю и совершенствую у учащихся жизненно важные навыки и умения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
- уделяю большое внимание выполнению корригирующих упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- обучаю подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры);
- обучаю технике двигательных действий в базовых видах спорта;
- использую элементы аэробики при проведении разминки;
- развиваю физические качества учащихся, обучаю способам контроля за состоянием собственного здоровья;
- использую оптимальную нагрузку;
- провожу инструктажи по технике безопасности;
- осуществляю контроль за физическим состоянием учеников;
- слежу за моторной плотностью урока;
- на теоретических занятиях рассматриваю вопросы здорового образа жизни;
- воспитываю чувства товарищества на занятиях в группах, командах, помощи и взаимопомощи в работе в парах, тройках;
- развиваю волевые качества и патриотизм.
Целью моей работы является не только сохранение здоровья учащихся, но и развитие мотивации к занятиям физической культурой.
Для решения поставленной цели я применяю:
- дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учащихся);
- вовлекаю учащихся в соревновательную деятельность (включение элементов соревнований при проведении уроков);
- развиваю самостоятельность (через привлечение учащихся к подбору упражнений и проведению разминки);
- провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок-турнир, урок- конкурс).
Это позволило мне, начиная с начальной школы, постепенно вовлечь учащихся в процесс совершенствования собственных физических возможностей.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность[3], полноценное питание и отдых помогают учащимся стать добрее, сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.
Список литературы:
1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.: Просвещение, 1987.
2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М.: ВАКО, 2004.
3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». М.: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2000.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
|