В конспекте представлен материал проведения непосредственно образовательной деятельности в процессе сочетания различных форм организации детской деятельности, помогающий комплексно решать проблему речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи
Велика и неисчерпаема сила воспитательного воздействия средств народной педагогики на человека, особенно в период его детства. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, народная мудрость в отточенных языковых формах пословиц и поговорок, увлекательная неожиданность загадок, притч, весёлый юмор – всё это открывает путь к сердцу и уму маленького слушателя и читателя и незаметно, исподволь, сказывается в формирующихся взглядах, привычках, поведении младшего школьника. Отсюда и вывод, что народная педагогика есть совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Она возникла в глубокой древности, исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка.
Содержание образования – важнейшая составляющая образовательной системы. Решение «вечных» вопросов «чему учить?», каким должно быть содержание подготовки школьника, сегодня, как никогда, приобретает особую актуальность. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Психологические способности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития ключевых компетенций учащихся.
Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Материал представлен Лихачёвой С.В., учителем-логопедом МБОУ "СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов" и предназначен для занятий с учащимися 2-3 классов, страдающих недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи.
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная "пятерка". Задача пап и мам - помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.
ТЕСТЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ. 1.Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу? Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования. 2.Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет? 3.Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз? 4.Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку. 5.Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы. 6.Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек). Упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв.
Дюкарева О.В. учитель-логопед МБОУ «СОШ №28 с УИОП им. А.А.Угарова» В последнее время родители все чаще стали обращаться с вопросом: «Что делать, если дети пишут буквы и цифры зеркально?» Такие проблемы часто выявляются у детей 6-7 лет, при подготовке к обучению в школе. Проблема «зеркального» письма требует пристального внимания, как со стороны педагога, так и со стороны родителей.
Данный материал разработан учителем-логопедом МБОУ "СОШ №12 с УИОП" Абрамчук Ольгой Ивановной. Изучение материала занятия способствует развитию умений различать б-п по аккустическим признакам и давать сравнительную характеристику изучаемым звукам. Представленные задания способствуют развитию навыка фонематического анализа и синтеза, совершенствованию навыка самоконтроля, согласованию прилагательных с существительными, уточнению и активизации словарного запаса.
Дидактический материал по теме "Дифференциация согласных Г-К".
Подготовила учитель-логопед Лихачёва С.В. Учитель-логопед МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
В материале подобраны упражнения по теме "Дифференциация согласных Г-К". Упражнения предназначены для учащихся 2-3 классов, страдающих нарушениями чтения и письма на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем) по традиционной терминологии - акустической дисграфией. задания направлены на развитие слуховой и произносительной дифференциации звуков Г-К в слогах, словах, предложениях, тексте; способствуют развитию фонематического анализа; развития речеслуховой памяти; обогащению словарного запаса.
Анализ развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) свидетельствует о качественном своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей речи, построения предложения, недостаточном использовании инициативных высказываний, неумении пользоваться выразительными средствами речи, что создает определенные барьеры в процессе общения. Результаты исследований выявили, что данная категория детей испытывает трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели. Анализ методической литературе показывает, что основным видом деятельности ребёнка в младшем школьном возрасте остаётся игра. Однако раздел театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР раскрыт недостаточно.
Недоразвитие фонематических процессов может привести к трудностям в усвоении программного материала. Родители могут оказать своему ребенку посильную помощь в подготовке к школе.
В настоящее время увеличилось количество детей с леворукостью, и с каждым годом их становится всё больше. Мне приходится сталкиваться с этим контингентом детей в начальной школе по роду своей деятельности. Существующая система образования, не учитывает физиологические особенности формирования и функционирования, как каждого полушария, так и межполушарных взаимодействий у ребенка младшего школьного возраста. При обучении письму необходимо учитывать трудности зрительно-пространственной ориентировки.
Рассматривая различные виды нарушений чтения и письма в начальной школе, и анализируя причины, их вызывающие, можно выделить несколько групп детей, у которых; наиболее вероятно возникновение трудностей при обучении чтению и письму.
Система отслеживания динамики речевого развития учащихся начальных классов, основанная на индивидуально-личностных характеристиках каждого ребёнка – важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в лёгкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожёвывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит.
Акт чтения – сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается координацией мыслительной деятельности и особым образом организованной функции зрительного анализатора. Основная функция мозга при чтении не сводится к автоматической регистрации поступающих изображений, а стоит в придании им определенных значений, исходя из контекста. Установление связей между символами слов и их значениями зависит от уровня развития человека. Важно отметить, что при чтении мозг осуществляет дифференциацию существенного и несущественного.